Долой предубеждения
Черемховский драмтеатр впервые представил спектакль «Тартюф» красноярскому зрителю
Постановка по пьесе Жана Батиста Мольера стала победителем IX конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Грант от золотодобывающей компании «Полюс» позволил труппе в первый раз вывезти спектакль на другую площадку. Гастроли Черемховского драматического театра им. В. П. Гуркина стали частью большого фестиваля современного искусства «Территория. Красноярск». Масштабное культурное событие при поддержке «Полюса» проходило в самом большом городе Восточной Сибири с 5 по 11 июня.
Первые гастроли благодаря «Полюсу»
Мастер-классы по танцу и поэзии; выставка «События в плакате: 2002-2012»; лекции; поэтический слэм; творческие встречи и арт-лаборатории с ведущими экспертами сферы искусства – среди обширной профессиональной образовательной программы фестиваля самой зрелищной частью стали театральные постановки. На площадках нескольких красноярских театров перемежались выступления известных московских трупп, например, знаменитой «Таганки» и коллективов, ставших победителями конкурса «Полюс. Золотой сезон».
Черемховская драма представляла свое прочтение «Тартюфа» на следующий день после постановки «Сверчок» московского «Электротеатра «Станиславский». У москвичей была очень сложная сценография, поэтому монтировщики разбирали их декорации до утра.
– Мы, конечно, волновались. Вывезти «Тартюф» было сложно. Спектакль очень интересный. С нами прибыл грузовик декораций, в постановке задействована половина артистов нашей труппы. Специфика спектакля в том, что он ориентирован на наш, черемховский зал. Здесь не обошлось без некоторых технических потерь, поскольку не все можно было воспроизвести на этой сцене. Хотя постарались по максимуму. Пришлось демонтировать часть перил, построить для нас специальную площадку. Коллектив красноярского Музыкального театра и техническая дирекция «Территории» – замечательные! – благодарит коллег директор Черемховского драматического театра им. В.П. Гуркина Татьяна Гаевская.
Метамодерн из Черемхово
Премьера «Тартюфа» на домашней сцене состоялась в ноябре 2022 года и сразу ошеломила зрителей своей метамодернистской трактовкой непростого для современного уха текста Мольера.
К тексту произведения, написанного еще в 1664 году, создатели спектакля отнеслись со всем почтением. Что касается всего остального, то здесь многие привычные приемы были отброшены без предубеждения. Но хрупкая граница, которая отделяет смелость творчества от пошлости, нарушена не была. При этом сосчитать творческие приемы и находки режиссера-постановщика Виктора Стрельченко, актеров, художников, реквизиторов и всех, кто причастен к действу – не сосчитать.
– Мы вчера вечером смотрели, что это за город, что это за театр, – поделилась впечатлениями красноярская зрительница Юлия Рогачева. – Когда я увидела, что в Черемхово живет 50 тысяч человек, решила, что, видимо, в театре очень крутая команда, раз выигрывают конкурсы. Но все равно не знала, чего ждать. А когда всё началось, из потрясающей декорации стали появляться актеры – это сразу вау. И это ощущение продолжалось все действо.
Некоторые главные герои появлялись на сцене из кухонного гарнитура. Присутствие абсолюта, Короля-Солнца, который в итоге навел порядок в доме незадачливого аристократа Оргона, обозначалось чаще всего в виде кортежа машинок на дистанционном управлении. А самого персонажа Людовика XIV в финале исполняет тот же актер, что играет Тартюфа-Обманщика. Это молодой артист Валерий Иванов с необыкновенной пластикой. Его герой остается классическим ханжой и лицемером, при этом напоминает то лже-проповедника, то разжалованного в «управдомы» Волан-де-Морта, то недолюбленного в детстве взрослого ребенка, который мстит миру.
Недаром в спектакле часто звучит хит Сержа Генсбура «Je t’aime…». Да и вообще, вся эта феерия наполнена живой музыкой. И за это от зрителей авторам – отдельный респект.
– Хочется отметить музыкальное сопровождение. Мы вышли из театра, пританцовывая. Актеры – просто талантища. К нам приезжают московские театры. В отношении черемховской постановки сначала были предубеждения – ведь это маленький провинциальный город. Но они показали просто высокий уровень. Ничем не отличаются от столицы. Мы на неделю отлично зарядились энергией, – не скрывает эмоций жительница Красноярска Анна Агеева.
«Тартюф» актуален всегда
«Если задача комедии вообще состоит в том, чтобы бичевать пороки, то я не вижу, с какой стати в ряду этих пороков допускать исключения. Порок лицемерия с государственной точки зрения представляется одним из самых опасных по своим последствиям. А мы знаем, что театр обладает способностью противодействия пороку», – так о своем детище говорил сам Мольер. Непосредственно в спектакле тоже есть отсылки к создателю классической комедии – со сцены, в т.ч. звучали строки его «Прошения» королю с просьбами защитить его от обвинений цензоров.
Меж тем, пьеса остается актуальной в любом обществе в любое время. Попасться на удочку аферистов, новых «тартюфов», стать жертвой собственных заблуждений могут многие.
После спектакля зрители обсуждали его с труппой в фойе театра. Этот формат живого общения – традиционный для фестиваля «Территория». И здесь звучали самые разные аналогии с днем сегодняшним: Тартюфа сравнивали с телефонными мошенниками, которые сладкими обещаниями выманивают у жертв огромные суммы, или с тренерами коучинга, «инфоцыганами», по сути, занимающимися тем же самым.
Готовятся новые премьеры
– Для меня лично удовольствие в том, чтобы побывать на фестивале. Все-таки, мы, как победители конкурса, получили и финансовую поддержку – грант – для того, чтобы вывезти спектакль. Во-вторых – это возможность для коллектива получить новые впечатления, эмоции. Отдохнуть, в конце концов. Мы провели здесь достаточно много времени. Были образовательная программа, экскурсии. Сезон в театре был очень сложный и такая передышка перед заключительным его аккордом – подарок для нас, за что спасибо организаторам конкурса и фестиваля, – сказала в завершении Татьяна Гаевская.
Черемховский драматический театр готовится к новым премьерам. В июне труппа представляет новый детский спектакль «Гуси-лебеди». Осенью Виктор Стрельченко и Ко снова постарается поразить зрителей. На сей раз команда решила представить на сцене сказку Карла Гоцци «Принцесса Турандот», причем в виде мюзикла.
Комментарий:
директор по связям с общественностью золотодобывающей компании «Полюс» Виктория Васильева:
«Современное российское искусство – это многогранное явление, которое каждый раз проявляется с новой стороны, удивляет и вдохновляет. А потому мы рады вновь провести фестиваль современного искусства «Территория. Красноярск» и представить публике глубокие, неординарные театральные постановки московских, сибирских и дальневосточных театров. Искренне надеюсь, что спектакли-победители девятого конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» не оставят никого равнодушными».
Реклама ООО «Полюс Сухой Лог»