Домашнее задание для учителя

Методист Института развития образования Алина Липилина популяризирует профессию педагога

В число победителей номинации «Область молодых» конкурса «Гордость земли Иркутской» вошла выпускающий редактор журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике», методист Института развития образования Иркутской области Алина Липилина. С ее помощью учителя региона готовят публикации о своих успешных практиках и программах, дают профессиональные советы и рекомендации. Алина ищет героев для статей об учительских династиях, педагогах-фронтовиках, ведет несколько информационных проектов, в т.ч. по популяризации профессии учителя среди молодежи.

 

 

Авторы нашли династию учителей с общим стажем почти 400 лет

– Алина расскажите немного о себе.

– Я родилась и выросла в Иркутске, окончила филологический факультет ИГУ. Работала журналистом в газете «Иркутск», в журнале «Ирк.Собака.ru», на портале «Первый Байкальский». Потом меня пригласили в Институт развития образования Иркутской области. Он выпускает два журнала: научно-практический и практико-ориентированный, выпускающим редактором последнего я и являюсь уже два года. Мы пишем о педагогах, для педагогов, чаще всего наши авторы – сами педагоги. Учителя, воспитатели, преподаватели СПО, иногда родители. Каждый номер – тематический.

 

– Чему посвящен очередной?

– Мы готовим номер об агробизнес-образовании. О том, какие проекты данной тематики есть в России, как они помогают тому, чтобы дети оставались в селе. Видим интересные практики. Например, в одном из сел старшеклассники учатся на трактористов, получают соответствующие свидетельства. Причем третий год эту профессию осваивают и девочки. Считают, что это неплохая возможность.

В агробизнес-образование вовлечены и учебные учреждения, где нет пришкольного участка. Допустим, в школе на гидропонной установке ребята, включая тех, у кого есть особенности здоровья, выращивают микрозелень. Или в подвальных помещениях выращивают грибы вешенки.

 

– В связанной с образованием сфере журналисту тоже интересно работать?

– Конечно. Ведь ты, как и в другой журналистике, постоянно сталкиваешься с историями людей. У нас есть редакционные проекты. К примеру, «Учительский Бессмертный полк», где мы рассказываем о педагогах-фронтовиках. Или «Профессия, которую мы выбираем», там идет речь о династиях учителей.

Так вот, руководитель школьного музея села Подымахино Усть-Кутского района вместе с ученицей подготовили материал о трудовой династии, в которой общий педагогический стаж составляет более 390 лет! Ее родоначальник – священник Александр Иоаннович Потанин, который в 1892 году основал в селе церковно-приходскую школу. Много поколений семьи выбирали для себя профессию педагога.

 

Прогрессивный учитель влюблен в работу

– Насколько отзывчивы учителя на предложения написать статью?

– Конечно, не все отзываются, но очень приятно, что таких людей немало. Наш журнал пропагандирует журналистику, творчество среди учителей. Я считаю, что педагогу сейчас нужно не только доводить до учеников знания, истины, но и уметь рассказать об этом другим людям – родителям, коллегам.

Думаю, что прогрессивный учитель владеет современными методиками, умеет находить общий язык с учениками любого возраста, любит и не перестает учиться сам. А самое главное, он влюблен в свое дело.

Отрадно, что все чаще встречаю в стенах института молодых специалистов, которые приезжают к нам со всего региона на стажировки, курсы и конкурсы. Треть моих однокурсников – учителя русского языка и литературы.

Вижу, как в регионе работают наставнические программы. Например, в Саянске они очень развиты. Когда в школу приходит молодой педагог, за ним закрепляют опытного наставника. Они не просто варятся в своем соку, но и на уровне муниципалитета встречаются с другими наставническими парами, общаются, делятся информацией, представляют свои проекты.

 

– Вы помогаете педагогам в подготовке материалов? Ведь писать статьи не так просто, как может показаться со стороны. 

– Да. Порой получаешь текст об интересной практике, проекте, но он сложен для восприятия. Поэтому я каждому автору, кроме персональных рекомендаций, советую: «Когда пишете о своем опыте, представляйте коллегу, которому вы просто за чашкой чая рассказываете о том, чем занимаетесь». И это работает. Тексты становятся лучше.

 

«Чучело» как способ прекратить травлю школьницы

– Скажите для людей, которые далеки от школьной тематики: в школе, помимо непосредственно уроков, происходит что-то интересное?

– Если честно, до того, как я оказалась в нашем институте, во многом на образование смотрела глазами обывателя. И сама думала, что в школах ничего особенного не происходит. На самом деле это не так. Там очень много интересных проектов, касающихся модернизации школ, воспитания, профориентации.

В прошлом номере у нас был материал о сообществе, которое помогает школьникам подготовиться к конкурсу «Большая перемена». Он рассчитан на детей, начиная с первоклассников. Конкурс профориентационного характера. Я рассказала о нем младшей 13-летней сестре, которая решила тоже поучаствовать. На сайте есть платформа, где ребенок в формате игры проходит все этапы. В то же время он отвечает на вопросы тестов. Там и логика, и креатив, и кругозор. Это здорово. Даже есть шанс попасть в «Артек».

 

– Какие проблемные вопросы обозначаете в журнале?

– К примеру, как справиться с профессиональным выгоранием, как мотивировать педагогов. Или о трудностях общения родителей с детьми. Психологи здесь дают свои рекомендации. Отдельная тема – как справиться с буллингом среди школьников. У нас был материал о том, что девочку травили в классе. Мама обратилась к классному руководителю за помощью. Педагог откликнулась. Сначала побеседовала с детьми. Потом они посмотрели фильм «Чучело» и поставили из него отрывок, разыграли по ролям. Как я поняла, это сработало.

 

– Данный случай снова напоминает, как важно встретить в жизни правильного учителя. У вас был такой?

– Безусловно. С большой теплотой вспоминаю свою учительницу русского языка и литературы Ольгу Юрьевну Грохольскую. Без нее не было бы моего филфака и всего остального. Я попала к ней в десятом классе, когда перешла в лицей РЖД. Ольга Юрьевна открыла для меня мир книг. Помню, как с упоением в автобусе читала «Доктора Живаго», а на уроках по роману «Мастер и Маргарита» сидела, затаив дыхание. Еще мне впервые у нее понравилось писать сочинения. Тогда я поняла: хочу, чтобы это стало моей профессией.

 

Признание коллег дорогого стоит

– Давайте поговорим о конкурсе «Гордость земли Иркутской». Как вы о нем узнали?

– Мою кандидатуру выдвинула проректор института, главный редактор нашего журнала Евгения Шестакова, а поддержали ректор института Наталья Владимировна Пономарева и руководитель издательско-просветительского центра Елена Балкова. Елена Кимовна помогла мне при подготовке к конкурсу, сопровождала и искренне болела, за что я ей невероятно благодарна.

Сама бы я никогда на участие не решилась. Мне 27 лет, были сомнения, достойна ли я этого. У нас много опытных замечательных специалистов. Тех, кто воспитал не одно поколение детей. Но в конкурсе для молодежи была номинация «Область молодых», и я решилась.

А когда на сайте конкурса началось голосование, это был самый приятный момент. Педагоги отдавали за меня свои голоса, писали, благодарили за помощь в подготовке материалов, желали удачи. Такое признание заслуг от коллег дорогого стоит.

На церемонию награждения я пришла со своей семьей. Они за меня очень радовались. А мне теперь, как бы громко ни звучало, предстоит много трудиться. Мы запустили новый информационный проект о хобби педагогов. Уже получаем интересные материалы. Я и сама вне работы увлекаюсь йогой, сноубордом и вышивкой крестиком.

У нашего журнала есть клуб постоянных авторов. Кто-то ведет свои колонки. Одна педагог, например, пишет о своих путешествиях. Для июньского номера она подготовила статью о пяти достопримечательностях Санкт-Петербурга, где интересно побывать взрослым и детям. Она и вдохновила на новый проект. Такие авторы, коллеги помогают продолжать свое дело, продвигать имидж непростой профессии педагога.