Заводские маршруты
Приангарье имеет все возможности для развития промышленного туризма.
Притягательность Иркутской области обеспечена в первую очередь наличием «природного магнита» – озером Байкал и предприятиями, которые интересны гостям нашего региона. Об этом шла речь на секции по развитию промышленного туризма в Приангарье. Мероприятие состоялось в рамках V Байкальского международного форума партнеров, посвященного 50-летию Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири.
Опорный регион России
Как рассказала замминистра экономического развития и промышленности Иркутской области Марина Петрова, на протяжении многих лет Приангарье сохраняет статус «опорного» региона России. В первую очередь это обуславливается уникальным человеческим капиталом, а также высоким промышленным и технологическим потенциалом Приангарья. В настоящее время пространственное развитие Иркутской области основывается на 10 сформированных крупных индустриальных территориально-производственных центрах.
Например, в Иркутске развивается машиностроение, химическое производство, металлургия, в Братске – производство целлюлозы, деревообработка, металлургия, энергетика, в Ангарске – нефтепереработка и нефтехимия, в Черемхово – добыча и обогащение угля, машиностроение, производство строительных конструкций и материалов), в Железногорске-Илимском – добыча и обогащение железной руды, в Бодайбо – золотодобыча и так далее.
– Наш регион занимает первое место в России по объемам лесозаготовки, второе место в Сибири по нефтепереработке и добыче полезных ископаемых. Здесь производится 38% российского алюминия, 28% поливинилхлорида (ПВХ), 26% целлюлозы, 15% всех пиломатериалов страны. Мы входим в первую десятку по объемам экспорта в России и являемся первыми в СФО по объему инвестиций, – подчеркнула Марина Петрова.
В 2022 году Иркутская область вошла в топ-20 регионов и стала участником II Всероссийского акселератора по промышленному туризму «Открытая промышленность», что послужило драйвером дальнейшего развития данной отрасли. По итогам акселератора наш регион стал лидером в номинации «Лучшая стратегия по привлечению специалистов нового поколения в промышленность».
57 тысяч промышленных туристов в год
Министерством экономического развития и промышленности Иркутской области ведется работа по вовлечению предприятий в промышленный туризм. Перечень таких предприятий постоянно растет, на сегодняшний день в него входят 27 крупных, средних и малых предприятий, что в 2,5 раза выше показателя 2022 года.
Экскурсионные программы проводят предприятия АПК, фармацевтики, производители напитков и питьевой воды, предприятия стройматериалов, Иркутский авиационный завод, Братский алюминиевый завод, а также практически весь каскад гидроэлектростанций Иркутской области (Иркутская, Братская, Усть-Илимская). По итогам 2023 года количество промышленных туристов в регионе составило свыше 57 тыс., из которых около 34 тыс. – школьники и студенты.
– В нашем регионе экскурсии проводятся в компании, производящей байкальскую воду, мороженое, мучные изделия и сыр, – отметила спикер. – Это настоящая вкусовая визитная карточка региона. Школьники и студенты с удовольствием посещают эти предприятия, ведь экскурсия по ним подразумевает не только демонстрацию технологического процесса и секретов производства, но и, конечно же, дегустацию продукта. Не забыли мы и про наши тяжеловесные компании, это предприятия сферы металлургии. Одним из самых ярких предприятий Иркутской области, которое удалось привлечь в состав региональной команды по развитию промышленного туризма – Иркутский авиационный завод.
Нам есть что показать и чем удивить
– Напомню, что к финалу прошлого акселератора в Иркутской области была разработана концепция промышленного туризма. Определены основные целевые показатели: увеличение числа учащихся, посетивших промышленные экскурсии с профориентационными целями к 2025 году, до 40 тысяч, разработка десяти сводных туристических маршрутов на промышленные предприятия к 2025 году, – рассказала Марина Петрова.
– Создание данных маршрутов непростой процесс, необходимо учесть множество факторов (комфортное проживание, транспорт, питание, безопасность). Мы немного изменили подход к формированию данных маршрутов, обязательно оставив ключевым «стержнем» промышленные предприятия, но разнообразили их местными достопримечательностями и культурными объектами, – продолжила заместитель министра экономического развития и промышленности Иркутской области. – В этом году в состав региональной команды вошли 27 участников, включая представителей власти, двух туристических операторов, два вуза и две молодежные организации.
По мнению руководителя агентства по туризму Иркутской области Евгении Найденовой, в нашем регионе очень большой потенциал для развития промышленного туризма.
– С одной стороны, у нас хорошая природная составляющая и есть магнит – озеро Байкал. С другой стороны – здесь живут люди, они работают, занимаются промышленной, экономической деятельностью. Создаются прекрасные, уникальные предприятия. Эта уникальность и рассказывает о патриотизме, любви к своей малой родине, территории, на которой мы проживаем. Этим, конечно, необходимо делиться – с гостями, которые приезжают в наш регион, с нашим молодым поколением и с нами – взрослыми, потому что это востребовано. Мы тоже хотим побывать на предприятиях, которые ранее, возможно, были закрыты для посещения, – подчеркнула Евгения Найденова. – Нам есть что показать, чем удивить, чем наполнить пребывание гостей на нашей территории.
Акцент на внутреннем туризме
По словам руководителя агентства по туризму Иркутской области, в нынешнем году наш регион совместно с пятью субъектами Дальнего Востока вошел в межрегиональный проект по развитию туризма в зоне Байкало-Амурской магистрали «БАМ туристический».
– Мы разрабатываем этот маршрут, планирует сделать его национальным. Гости уже едут на БАМ потому, что это дух силы, патриотизма нашей страны, – подчеркнула Евгения Найденова. – Полагаю, что сегодняшнее мероприятие было полезным для всех его участников. В нем приняли участие компании, которые уже дважды прошли акселератор. Если они идут в него, значит, они понимают ценность, понимают, зачем им нужен промышленный туризм.
– Евгения Михайловна, как вы полагаете, каким будет нынешний туристический сезон в Иркутской области? Гости из каких стран и регионов к нам приедут?
– В настоящее время больший акцент сделан на внутреннем туризме, в большей степени это Сибирский, Дальневосточный федеральный округ, это наши соседи, а также территории, с которыми у нас есть прямое авиасообщение, – Казань, Москва, Санкт-Петербург и так далее. Растет количество гостей из Поднебесной, это мы видим по безвизовым спискам. Есть тренд на приезд туристов из Монголии, Таиланда, а также Вьетнама и Индии. Бронирование средств размещения на Байкале началось еще весной 2023 года, пиковые сезоны – июль-август – уже все разобраны. Если говорить о численности, то полагаю, что гостей уже точно будет не меньше, чем в прошлом году.
– Какие тренды характерны для туристической отрасли, чего хотят сами гости?
– Уже больше двух лет характерен такой тренд – за небольшое количество времени максимально познакомиться с территорией, на которую прибыли гости. Они стараются как можно лучше познакомиться с исторической, этнической, культурной составляющей нашего региона, а также с его с гастрономической составляющей.