19.06.2024 09:56
Рубрики
Общество
Фото
фото пресс-службы компании «Полюс» и автора
Фото:
фото пресс-службы компании «Полюс» и автора
19.06.2024 09:56

Красноярск передал эстафету Мельпомены Иркутску

Финал 10-го конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» в 2025 году пройдет в столице Приангарья

Более шести тысяч зрителей с 5 по 11 июня посетили мероприятия фестиваля современного искусства «Территория. Красноярск». Участие в нем принимали и представители Иркутской области. Это молодые артисты, а также победители 9-го конкурса «Полюс. Золотой сезон» из Черемховского драматического театра и любительского театра «Чудак» из Ангарска. В следующем году уже иркутские площадки будут принимать гостей из всех регионов присутствия золотодобывающей компании «Полюс», выступившей в числе организаторов «Территории». О том, как проходил фестиваль в мегаполисе на Енисее – наш обзорный материал.

 

Как удивить зрителя

На предваряющей фестиваль пресс-конференции министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов предупредил, что местный зритель – насмотренный и удивить его непросто. Только в прошлом году театры там посетили полтора миллиона человек, что является абсолютным рекордом за всю историю региона.

Понятно, что в таких условиях выступающие на местных подмостках гости волновались. Но удивить искушенную красноярскую публику смогли уже первые участники театральной программы. Вошедшая в шорт-лист конкурса «Полюс. Золотой сезон» труппа Государственного театра юного зрителя Республики Саха (Якутия) представила свое видение пьесы «На дне» Максима Горького.

 

 

Эта постановка Якутского ТЮЗ-а рассчитана на взрослого зрителя. Актеры существуют в спектакле без текста. По замыслу авторов горьковские герои, представители низшего сословия, опустившиеся и надломленные люди даже не имеют права говорить с залом человеческим языком. Речь заменяет пластика.

В меня очень сильно «попал» якутский спектакль «На дне». Он необычный. Я пришла на Горького, а увидела другое. И подумала, а что и так можно было? – поделилась впечатлением участница образовательной программы фестиваля Любовь Черная.

Любовь – актриса Театра юного зрителя Иркутска. В числе других молодых актеров, режиссеров, работников театральной сферы она не только посещала спектакли, но и принимала участие в мастер-классах, лекциях, практических занятиях, творческих встречах.

Одним из самых запоминающихся мероприятий фестиваля Любовь назвала поэтический слэм. О его истории в России от момента зарождения в 2000-х и до наших дней рассказывали поэт Андрей Родионов и драматург Екатерина Троепольская. По их словам, слэм сейчас – одна из самых понятных и демократических систем в современной поэзии. Он дает возможность обратиться к широкой аудитории, получить свои гарантированные три минуты внимания. При этом зрители оценивают не только текст, но и исполнение. Слэм – это зрелище с элементами перформанса, театра, рэп-баттла и sound poetry.

Здесь я узнала, что этот жанр процветает и в нашем городе. В Иркутске я тоже теперь буду ходить на поэтический слэм, я стала его фанаткой, – заверила Любовь. – А еще на фестивале понравились занятия по актерскому мастерству, пластике – это невероятно. Фестиваль – замечательная возможность увидеть «в деле» большое число профессионалов, посмотреть, как они работают со зрителем, какой у них уровень, как они себя ведут. Очень важно выходить из зоны комфорта, привычной среды, узнавать что-то новое. Нас объединяла жажда знаний, желание постичь все то, что пока еще не умеешь, но стремишься научиться у тех, кто старше, опытнее, кто очень талантлив и владеет ремеслом.

Кстати, Андрей Родионов и Екатерина Троепольская в поэтической лаборатории «Формула – поэзия» также учили подростков писать тексты. Для этой же возрастной категории в рамках фестиваля прошла хореографическая лаборатория «Формула – танец». Ее провели два ведущих хореографа Красноярска: главный балетмейстер Красноярского музыкального театра Артем Игнатьев и хореограф Красноярского ТЮЗ-а Илья Романов.

 

Юлия Пересильд: «Дети – особенный зритель»

Прежде всего для юной зрительской аудитории с сольным спектаклем «Пеппи Длинный чулок» выступала Заслуженная артистка РФ Юлия Пересильд. Сказку Астрид Линдгрен она читала под музыку Тихона Хренникова-младшего и Юлиуса Фучика. Исполнял ее Красноярский академический симфонический оркестр.

Все действо сопровождала видеопроекция с детскими рисунками. Историю о том, как веселая девочка Пеппи приехала в приморский городок, где нарушала покой, искала друзей и приключения – и дети, и взрослые приняли очень тепло.

 

 

Дети для меня всегда – особенный зритель. Я рада, что у нас есть возможность сеять разумное, доброе, вечное, – сказала Юлия Пересильд, которая является арт-директором фестиваля «Территория. Kids».

Тему воспитания на встрече с актрисой затронули и сами участники фестиваля. Их интересовало, как Юлия и ее дочь справились со славой, которая обрушилась на Анну Пересильд после выхода нашумевшего сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Девочка исполнила там роль Айгуль:

–  На самом деле мы много и серьезно работали, – ответила Юлия. – То, что с ними всеми случилось после выхода сериала – не каждый взрослый выдержит. Мы, например, несколько месяцев не могли с дочерью спокойно сходить в торговый центр. За ней сразу бежал народ и начинало происходить что-то несусветное, просто разрывали на части.

На участие в профессиональной программе фестиваля подали заявки 95 кандидатов, по итогу были отобраны 23. Студенты задавали приглашенным знаменитостям массу вопросов. С ними Юлия Пересильд поделилась тонкостями актерской этики. Она говорила об уважительном отношении ко всем работникам, причастным к театральному делу и съемкам в кино, начиная от уборщиц и охранников. Учила верить в свои лучшие качества и умения. Давала практические рекомендации как, например, вести переписку с персонажем, которого актер играет на данный момент.

 

 

Некоторые советы Юлии универсальны и для далеких от искусства коллективов. Например, если два сослуживца не терпят друг друга, можно попробовать их примирить: посадить лицом к лицу и попросить сказать визави по пять комплиментов.

 

Театр «Чудак» выступит на фестивале в Иркутске в 2025 году

В небольшом любительском народном театре «Чудак» из Ангарска репертуар готовят самостоятельно. Однажды решили сделать постановку по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Задача стояла непростая, ведь зрители привыкли к культовому фильму Бортко. За инсценировку взялся актер «Чудака», учитель русского языка и литературы, ангарский драматург Георгий Крюков.

В мае 2023 года ко дню рождения создателя театра Леонида Беспрозванного ангарчане представили зрителю премьеру «Собачьего сердца». Там есть и аллюзии к Блоку и Гоголю, и интермедии, и любовь к бессмертному творчеству Булгакова. Спектакль непрофессиональных артистов впечатлил не только публику из города нефтехимиков. Он был удостоен гранта и специального приза IX конкурса «Полюс. Золотой сезон».

Мы получили грант 400 тысяч рублей. Для театра «Чудак» – это достаточно большая сумма. И подарок к нашему 70-летнему юбилею. Световое оборудование – пульт, свет, звук – уже частично пришло в негодность. Это актуальная проблема, решить которую позволит субсидия. Спасибо «Полюсу» за эту возможность, – поблагодарила директор АНО в сфере культуры, творчества и искусства «Стимул» Вера Лебедева.

Организаторы конкурса и ранее отмечали высокий уровень ангарских постановок.  Поэтому руководитель театра «Чудак» Александр Говорин уже не в первый раз участвует в этом фестивале. Старается посещать все мероприятия программы.

 

 

Замечательно, что «Полюс» обращает внимание на театры в регионах. Это называется социальная ответственность бизнеса. Ведь от культуры все рождается, включая наши взаимоотношения. У нас есть спорт для тренировки тела, образование – для тренировки ума. А театр – упражнения для души. Мы занимаемся человеком. И «Полюс» этому помогает. Это замечательно, – пожелал Александр Говорин.

Театр «Чудак» и сам проводит фестивали – муниципальный «Ангарская оттепель» и областной «Осень на Байкале». Готовят любители сцены и новые премьеры.

Я приехал сюда, чтобы подпитаться какими-то идеями, необычными формами, – признался руководитель «Чудака». –  В голове сидит пьеса, к работе над которой предстоит приступить. Название не скажу, но это будет сказка. Хочу провокации, чтобы появился импульс для нашего дела. В следующем году будет уже 10 конкурс «Полюс. Золотой сезон» и принимать победителей будет Иркутск. Это очень ответственно. Раз наш театр уже три раза отбирали в шорт-лист фестиваля – чем не каждый профессиональный театр может похвастаться – мы бы могли с удовольствием сыграть на иркутской сцене, пусть и на маленькой площадке. Почему бы и нет.

Нам очень понравилось «Собачье сердце» театра «Чудак» из Ангарска, – прокомментировала в свою очередь директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева. – У нас нет влияния на жюри, но есть возможность увидеть видеозаписи участников. Мы влюбились в постановку и поняли, что в следующем году обязательно привезем ее в Иркутск. Вне зависимости от того, какая заявка будет у «Чудака» на очередной конкурс «Полюс. Золотой сезон», выиграют ли он на этот раз, мы непременно покажем иркутянам «Собачье сердце». Просто уровень, который в данном случае показывает народный театр «Чудак» – абсолютно профессиональный.

 

«Полюс» помогает региональным театрам

 – Виктория Станиславовна, напомните, как рождался фестиваль? – продолжаем разговор с Викторией Васильевой.

– В 2016 году перед нами в «Полюсе» стояла задача придумать свой собственный проект в социальной сфере. Который был бы полезен регионам, и в обязательном порядке работал бы на улучшение качества жизни людей. При этом нашей целью было ни в коем случае не подменять собой государство. У него мы можем «быть на подхвате» в каких-то областях инфраструктурного строительства, развития здравоохранения или среднего образования.

Проанализировав четыре региона нашего присутствия – Красноярский край, Иркутскую и Магаданскую области и Якутию (сейчас к ним добавился Хабаровский край), мы поняли, что там очень много театров, причем не только в столицах субъектов федерации, но и в малых городах.

Все наши регионы далекие – это Восточная Сибирь и Дальний Восток. Понятно, что театр, как бы серьезно к нему не относились, никогда не будет в приоритетах финансирования, в т.ч. федерального и регионального. А театр очень живой и актуальный вид искусства, который откликается на нужды сегодняшнего дня. Ему нужно творческое общение, какая-то поддержка в виде грантовых средств, в том числе – на новые постановки. Эта деятельность в любом случае затратна и требует определенных материальных ресурсов. Так мы поняли, чем можем оказаться полезными, и девять лет назад появился конкурс «Полюс. Золотой сезон» для региональных театральных коллективов.

 

 – Кто откликнулся на вашу инициативу?

– Победители первого конкурса «Полюс. Золотой сезон», среди которых, кстати, был Иркутский драматический театр им. Охлопкова, ездили на фестиваль «Театральный Олимп» в Сочи. После этого познакомились и стали сотрудничать с фестивалем-школой современного искусства «Территория». Их мы уговорили делать совместно мультижанровый проект в городах нашего присутствия в качестве финала ежегодного конкурса «Полюс. Золотой сезон».

Жюри нашего конкурса профессиональное. Там всегда есть эксперты главного театрального конкурса страны «Золотая маска», они и делают выбор. А наша задача – выплатить гранты театрам из шорт-листа, чтобы несколько их спектаклей были показаны на фестивале, а их коллективы могли поучаствовать там в профессиональной образовательной программе. Гранты также идут на развитие: кто-то приглашает режиссеров, кто-то покупает интересный драматургический материал, кто-то обновляет костюмы, реквизит и так далее.

 

 

Среди победителей обязательно есть театры из малых городов, которым сложно куда-то выехать. В этом году это Черемховский драматический театр им. Гуркина. Он уже был в свое время в шорт-листе, но не привозил свои спектакли на фестиваль. А в этот раз они смогли показать в Красноярске «Тартюфа». Великолепный, очень технически сложный спектакль.

 

 – Фестиваль получился насыщенным: прошло порядка 40 различных мероприятий. Трудно на все попасть.

– Даже по окончании театральной части можно почувствовать дух фестиваля. В музейном центре «Площадь Мира» до 5 августа работает экспозиция плакатов художественной группы Ostengruppe «События в плакате: 2002-2012». Это – результат нашего сотрудничества с московским Музеем современного искусства. Выставка интересна профессионалам, которые работают в области графического дизайна. Это большое искусство – через плакат, афишу представить культурное событие, будь то концерт или премьера спектакля.

В целом фестиваль – это мультижанровая история, со зрительской и профессиональной программами. Это наш вклад не только в развитие русской театральной школы, но и всей социальной среды на территории нашего присутствия.

 

Афиши фестиваля:

«Красноярский театр кукол представляет «Легенду о Великом инквизиторе». Великий инквизитор предоставляет людям безопасность, благополучие и веру в авторитет взамен на свободу выбора. Все, что он говорит Спасителю – правда, основанная на глубоком знании человеческой природы. Но так ли прав Великий инквизитор, утверждающий, что народу не нужна свобода – он пойдет за тем, кто даст ему больше материальных благ? Найдет ли современный зритель, что ему возразить?»

«Театр на крыше (Красноярск) выступает со спектаклем «Ясон и Медея». Это иронический взгляд богов на известный трагический сюжет. В основу спектакля легли миф об аргонавтах, пьесы Ж. Ануя и Еврипида, песни божественного хора, наши дети и собственный богатый опыт творческой группы спектакля. Разговор о любви, ненависти, силе, слабости, падении, подвиге, клятве и предательстве. Зрителя ждет древнегреческий вайб, невероятной красоты визуал и талантливейшая музыка».

«Конец прекрасной эпохи» – моноспектакль Дмитрия Сердюка совместно с оркестром Красноярского музыкального театра. Мир лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского превращается в монолог современного человека, который размышляет о сегодняшнем дне, о времени, о том, что стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».

 

 

На одних и тех же площадках перемежаются выступления столичных и региональных коллективов. Артистам Черемховского драмтеатра, о чьем выступлении «Областная» подробно писала в прошлом номере, особенно сложно. Они в первый раз ставили своего «Тартюфа» на гостевой сцене, да еще сразу за фантасмагорией «Сверчок» московского «Электротеатра Станиславский» с быстро меняющимися впечатляющими декорациями.

А после всех спектаклей – непременные обсуждения. Там зрители и студенты профессиональной программы фестиваля то восхищаются, то критикуют, причем порой за одно и то же. Спорят о том, как в поиске формы не потерять содержание; рассуждают, когда публике надоест пост и прочий модерн и она снова запросит чистый жанр…

 

Лариса Долина: «Такие фестивали очень сильно нужны»

По уже сложившейся традиции завершал фестиваль Театр на Таганке. К слову, «Полюс» всегда привозит на фестиваль спектакли, которые местный зритель еще не видел. На сей раз москвичи представили постановку «Фигаро». Два вечера в зрительном зале Красноярского Театра оперы и балета был аншлаг. Украшением современной трактовки комедии Бомарше стала Народная артистка России, джазовая певица Лариса Долина.

Полтора часа Лариса Александровна общалась со студентами «Территории. Красноярск». Она просила не называть ее звездой: «Звезды – на небе. Я просто популярная артистка». Рассказывала, как впервые попала в кино – любимый многими фильм «Мы из джаза”. В день съемок встречи на вокзале ее героини, кубинской певицы Клементины Фернандес, умер Леонид Брежнев. У всей страны траур, и режиссеру Карену Шахназарову пришлось уговаривать начальство разрешить съемки, ведь «государственные деньги нельзя выбросить в мусорную корзину».

 

 

Сейчас Лариса Долина не только поет, участвует в музыкальных проектах, но и преподает в Московском государственном институте культуры, где в этом году открывает первую в стране кафедру подготовки артистов мюзиклов. Она сама когда-то выступала на Бродвее, а еще озвучила более 80 кинокартин.

В Театре на Таганке я играю в двух спектаклях – музыкальном триллере «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит стрит» и «Фигаро». Этот замечательный, харизматичный и смешной спектакль привезли в Красноярск. Конечно, такие фестивали очень сильно нужны. Везде живут люди, которые хотят смотреть хорошие фильмы и спектакли, слушать прекрасные песни, встречаться с творческими людьми, которые дают эту возможность. На театральных, кинематографических, песенных фестивалях всегда будут говорить о том, что держит нас в жизни – это любовь. Любовь к своей стране, к своим корням, к выбранной профессии. Эти три моста, которые всегда будут в моем творчестве. И они должны быть в творчестве любого человека.  

Реклама ООО «Полюс Сухой Лог»