Отчего люди не летают, как птицы

Премьера балета о любви, юности и свободе

Такой «Грозы» еще не видели в Иркутске. На сцене шесть Катерин – юных, грациозных и стремительных. И каждая из них задается сакраментальным вопросом: «Отчего люди не летают так, как птицы?». И пытается ответить на него каждым движением.

В конце мая на камерной сцене Иркутского музыкального театра состоялась премьера балета «Катерина» в постановке Людмилы Цветковой. Трагическая и прекрасная история Александра Островского, рассказанная пластическим языком, стала выпускным спектаклем первого курса по специальности «Искусство балета» Иркутского музыкального театра.

Семь лет назад фраза «В Иркутске учат балету» звучала весьма туманно, – сказала после премьеры директор Иркутского театрального училища Светлана Домбровская. – Даже мы, когда начинали готовить ребят, до конца не знали, что в итоге у нас получится. Но сегодня мы с гордостью можем сказать, что в Иркутске действительно учат балету. Мы видим талантливых педагогов и подающих большие надежды студенток, которые в 2026 году получат диплом, где будет написано «Артист балета. Преподаватель классического танца».

 

 

Все юные Катерины справились с задачей, которую перед ними поставила известный в Иркутске мастерм современного балета, педагог по мастерству актера Людмила Цветкова. Каждая из девочек – Валерия Коновалова, Полина Колмакова, Ксения Шиверских, Лидия Середкина, Анна Челушкина, Элизабет Ручка – сумела создать свой образ героини. Всем им во время постановки представилась такая возможность. При этом остальные балерины в этот момент сумели слиться в единый хореографический ансамбль, превратившись в обрамление для солирующей Катерины. При этом единственный юноша на курсе Кирилл Крахмаалев очень харизматично исполнил сразу три образа.

Каждый наш урок по мастерству актера начинается со слов эмоции за прошедшие два-три дня, – рассказала о том, как возникла идея постановки Людмила Цветкова. – Одна из студенток произнесла слово: «Гроза?». Я спросила ее, почему со знаком вопроса. Оказалось, она прочитала «Грозу» Островского, и у нее возник вопрос: почему Катерина так поступила? Мне нужно было несколько секунд, чтобы понять, что я хочу сделать балет «Гроза» на весь мой курс. Где каждая из девчонок будет Катериной, а единственный парень станет Кабанихой, еще чуть-чуть Тихоном и Борисом. В нашем спектакле возникает вопрос: «Отчего люди не летают, как птицы?». А ответ на него каждый зритель пусть ищет сам.

 

 

В спектакле минимум декораций. Особую атмосферу уездного города, природы, эмоциональных моментов создает свет и видеоконтент на экране, который создала художник Ксения Пашкова. Костюмы, одновременно минималистичные и отсылающие в прошлое, придумала художник Татьяна Королева из Санкт-Петербурга. Особое место в хореографии занимает работа с предметом – свечой, книгой, цветком и так далее.

Вначале постановки я хотела, чтобы Катерины отличались друг от друга костюмами, но потом я поняла, что именно предмет и отношение к нему выразит их индивидуальность, – пояснила Людмила Цветкова. – А костюм, наоборот, всех их объединил. Конечно, с предметом танцевать всегда сложнее, но девчонки справились!

 

 

Если обратиться к истории создания «Грозы», то на пьесу Александра Островского вдохновило его путешествие по Волге, где он встретился с сохранившимися от времен новгородской старины обычаями девичьей свободы и строгого затворничества замужних женщин. «Отчего люди не летают, как птицы?» – восклицает Катерина, желая обрести свободу любой ценой. Для дореволюционной России Катерина, решившаяся сказать вслух о том, что она не согласна жить в семейном бесправии, стала «лучом света в темном царстве». Сегодня у этого образа может быть иное значение, ведь множество современных девушек добровольно запирают себя в «золотые клетки», а потом страдают и даже погибают в благополучном браке.

В постановке нет четкого трагического финала. Режиссер позволяет зрителям самим решить, что же произошло с Катериной. Кому-то покажется, что она обрела свободу, кому-то, что погибла в расцвете лет. Каждый сам найдет ответ на этот вопрос, любуясь красотой танца и грацией юных балерин.

Оценивать профессиональный уровень моих девчонок еще рано, им два года учиться до получения диплома, а потом еще много лет нужно трудиться, чтобы стать профессионалами. Но могу сказать, что за последний учебный год наши студенты сильно повзрослели, – подчеркнула Людмила Цветкова.