Отчего люди не летают, как птицы
Премьера балета о любви, юности и свободе
Такой «Грозы» еще не видели в Иркутске. На сцене шесть Катерин – юных, грациозных и стремительных. И каждая из них задается сакраментальным вопросом: «Отчего люди не летают так, как птицы?». И пытается ответить на него каждым движением.
В конце мая на камерной сцене Иркутского музыкального театра состоялась премьера балета «Катерина» в постановке Людмилы Цветковой. Трагическая и прекрасная история Александра Островского, рассказанная пластическим языком, стала выпускным спектаклем первого курса по специальности «Искусство балета» Иркутского музыкального театра.
– Семь лет назад фраза «В Иркутске учат балету» звучала весьма туманно, – сказала после премьеры директор Иркутского театрального училища Светлана Домбровская. – Даже мы, когда начинали готовить ребят, до конца не знали, что в итоге у нас получится. Но сегодня мы с гордостью можем сказать, что в Иркутске действительно учат балету. Мы видим талантливых педагогов и подающих большие надежды студенток, которые в 2026 году получат диплом, где будет написано «Артист балета. Преподаватель классического танца».
Все юные Катерины справились с задачей, которую перед ними поставила известный в Иркутске мастерм современного балета, педагог по мастерству актера Людмила Цветкова. Каждая из девочек – Валерия Коновалова, Полина Колмакова, Ксения Шиверских, Лидия Середкина, Анна Челушкина, Элизабет Ручка – сумела создать свой образ героини. Всем им во время постановки представилась такая возможность. При этом остальные балерины в этот момент сумели слиться в единый хореографический ансамбль, превратившись в обрамление для солирующей Катерины. При этом единственный юноша на курсе Кирилл Крахмаалев очень харизматично исполнил сразу три образа.
– Каждый наш урок по мастерству актера начинается со слов эмоции за прошедшие два-три дня, – рассказала о том, как возникла идея постановки Людмила Цветкова. – Одна из студенток произнесла слово: «Гроза?». Я спросила ее, почему со знаком вопроса. Оказалось, она прочитала «Грозу» Островского, и у нее возник вопрос: почему Катерина так поступила? Мне нужно было несколько секунд, чтобы понять, что я хочу сделать балет «Гроза» на весь мой курс. Где каждая из девчонок будет Катериной, а единственный парень станет Кабанихой, еще чуть-чуть Тихоном и Борисом. В нашем спектакле возникает вопрос: «Отчего люди не летают, как птицы?». А ответ на него каждый зритель пусть ищет сам.
В спектакле минимум декораций. Особую атмосферу уездного города, природы, эмоциональных моментов создает свет и видеоконтент на экране, который создала художник Ксения Пашкова. Костюмы, одновременно минималистичные и отсылающие в прошлое, придумала художник Татьяна Королева из Санкт-Петербурга. Особое место в хореографии занимает работа с предметом – свечой, книгой, цветком и так далее.
– Вначале постановки я хотела, чтобы Катерины отличались друг от друга костюмами, но потом я поняла, что именно предмет и отношение к нему выразит их индивидуальность, – пояснила Людмила Цветкова. – А костюм, наоборот, всех их объединил. Конечно, с предметом танцевать всегда сложнее, но девчонки справились!
Если обратиться к истории создания «Грозы», то на пьесу Александра Островского вдохновило его путешествие по Волге, где он встретился с сохранившимися от времен новгородской старины обычаями девичьей свободы и строгого затворничества замужних женщин. «Отчего люди не летают, как птицы?» – восклицает Катерина, желая обрести свободу любой ценой. Для дореволюционной России Катерина, решившаяся сказать вслух о том, что она не согласна жить в семейном бесправии, стала «лучом света в темном царстве». Сегодня у этого образа может быть иное значение, ведь множество современных девушек добровольно запирают себя в «золотые клетки», а потом страдают и даже погибают в благополучном браке.
В постановке нет четкого трагического финала. Режиссер позволяет зрителям самим решить, что же произошло с Катериной. Кому-то покажется, что она обрела свободу, кому-то, что погибла в расцвете лет. Каждый сам найдет ответ на этот вопрос, любуясь красотой танца и грацией юных балерин.
– Оценивать профессиональный уровень моих девчонок еще рано, им два года учиться до получения диплома, а потом еще много лет нужно трудиться, чтобы стать профессионалами. Но могу сказать, что за последний учебный год наши студенты сильно повзрослели, – подчеркнула Людмила Цветкова.