Сергей Чекмаев: Фантастика лучше всего умеет строить модели будущего
Литературный сборник – один из самых лучших вариантов, чтобы запустить общественное обсуждение той или иной темы. В отличие от видеороликов, которые уже через месяц-два растворяются в информационном пространстве, сборник является артефактом культуры. Люди покупают книги, берут их в библиотеках, скачивают в интернете. Об этом шла речь в ходе дискуссии «Культурный суверенитет России – основа консолидации общества и развития страны», которая прошла на площадке форума Общественной палаты РФ «Сообщество» в Иркутске.
Культурный артефакт
В прошлом номере газеты «Областная» вышел материал с мнениями заместителя министра культуры Иркутской области Светланы Каплиной, члена комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению духовного наследия, писателя Сергея Лукьяненко, председателя Общественной палаты ДНР Александра Кофмана, писателя Романа Злотникова. На этот раз представляем вашему вниманию выступление Сергея Чекмаева – современного российского сценариста, писателя-фантаста и литературного редактора:
– Долгое время стоял вопрос: как вбросить важную тему в общество. Есть гигантское количество медиаресурсов, которыми мы можем пользоваться. Но опыт показывает, что любые визуальные идеи очень быстро растворяются в информационном пространстве, даже супервирусный ролик, как бы его ни раскручивали, существует месяц-два. В 2010 году наше литературное сообщество пришло к интересному решению: в качестве обсуждения важной для общества темы использовать формат литературного сборника, или литературного проекта.
Несмотря на крики о том, что книгу пора хоронить, она остается предметом для общественной дискуссии, артефактом культуры, который долгое время существует в культурном пространстве. Люди покупают книги, берут их в библиотеках, скачивают в интернете. Поэтому в случае, если необходимо начать общественную дискуссию или сделать серьезное высказывание, именно сборник, или литературный проект является идеальным вариантом.
– Почему именно сборник? Роман одного автора даже с большим литературным весом – это всего лишь мнение одного человека. В сборнике же представлены произведения нескольких авторов, читателю предложен целый спектр взглядов на проблему. Важнейшим инструментом в данном случае становится фантастическое литературное сообщество, потому что фантастика как литературный прием лучше всего умеет строить модели будущего, – подчеркнул спикер.
Разговор о тотальной терпимости
– Серия книг «Антиутопия-XXI» – это наше видение современных либеральных ценностей, и что может пойти не так, если все современные либеральные идеи, которые стоят на повестке, мы докрутим до максимума. Это своего рода антиутопический мир, – рассказал Сергей Чекмаев.
«Есть ли предел толерантности? Куда приведет человечество тотальная терпимость – в мир, где запрещены слова «мать» и «отец», традиционные отношения считаются дикостью и варварством, а многоцветие «радужного» будущего давным-давно стало обыденной повседневностью? В мир, где агрессивное нашествие иных культур и идеологий целиком подминает под себя гостеприимных хозяев?» – говорится в описании книги, вышедшей в 2012 году, она была переиздана в 2017-м.
По словам Чекмаева, книга получилась крайне тяжелой, сложной. Она вызвала очень серьезную дискуссию, вышло порядка 200 статей и обзоров:
– 12 лет назад еще не было закона о запрете ЛГБТ, в какой-то мере мы предвосхитили эту историю и, наверное, дали старт серьезной дискуссии на эту тему, – продолжил писатель-фантаст. – Внимание общества помогло выпустить следующий сборник – «Либеральный апокалипсис». В нем рассказывается о будущем нашего государства, если все идеологемы либеральной повестки будут приняты. Третья книга «Семьи.net» – о государстве, которое отказалось от традиционной семьи, вышла в 2014 году.
По словам Сергея Чекмаева, самый тяжелый рассказ написал Михаил Тырин из Калуги. В его произведении государство ведет войну, а в силу того, что в нем было принято решение отказаться от традиционной семьи, воевать идут клоны с искусственно подсаженной памятью. У них есть ненастоящие «папа» и «мама», которых играют совершенно посторонние люди. Им подсадили память, что это их настоящие родители. Как оказалось, солдатам, у которых нет семьи, нет и Родины. Им просто не за что воевать. Государство столкнулось с большим количеством отказов, дезертирства среди клонов, поэтому и было вынуждено подсаживать им память.
Во что модно верить?
– Следующий проект «Русская Арктика 2050» – это позитивный взгляд на будущее, был такой запрос, и мы написали книгу, – вспоминает Сергей Чекмаев. – Тогда шла активная дискуссия о том, что таянье льдов очень скоро заставит нас активно взяться за освоение Арктики, что и происходит сейчас. Фантасты рассмотрели то, как государство может к этому подойти: технологическое, климатическое, социальное переустройство общества. Все согласны с тем, что кладовая Арктики – источник будущих ресурсов для России, к этому необходимо готовиться уже сейчас. Вокруг книги было много обсуждений, каким образом лучше всего заниматься исследованием Арктики, ее освоением, это и было целью книги.
– Очередной проект «Модноверие», как и многие предыдущие, вызвал большое количество споров, – продолжил писатель-фантаст. – На противоположной стороне, в рядах ВСУ, очень много идеологически подготовленных бойцов, которые выросли из различных идеологических сект. Этот сборник – попытка показать, что настоящее язычество – дохристианское верование, которое было на территории современной России. И оно не имеет никакого отношения к тому, что насаждается со стороны. Он рассказывает о методах, с помощью которых людей «подсаживает» такая религия. Вокруг книги было много теологических дискуссий, а значит, цель была достигнута – научить людей разбираться в пропаганде, которую им насаждают.
Книгу 2017 года, посвященную космосу, Сергей Чекмаев назвал одной из самых позитивных. Появилась идея выпустить сборник о том, что необходимо предпринять, чтобы вернуть в стране интерес к космосу, как это было в конце 50-х – начале 60-х годов XX века. Совместно с Федерацией космонавтики России был выпущен сборник. На лицевой стороне книги нарисованы молодые люди, которые запускают ракету, а на обратной стороне – арт цифрового художника Алексея Андреева «Зажигание».
– На нем ушедший от технологической эпохи дикарь пытается имитировать ракету из дерева, чтобы поджечь ее в виде жертвоприношения. Этот сборник был для нас вариантом выбора, который мы загружали в голову читателя – хотите вы, чтобы Россия оставалась высокотехнологичной космической державой, или хотите, чтобы наши внуки через 50–70 лет использовали попытки имитации космических запусков как религию, – рассуждает писатель-фантаст.
– В 2023 году появился сборник юмористической фантастики. Как только наши релоканты побежали в Казахстан, Узбекистан и прочие страны, возникла достаточно активная повестка, что вся культура и мозги нашей страны убежали от мобилизации, СВО, а на российской территории осталась выжженное пространство, – вспоминает Сергей Чекмаев. – Сборник «Пароход современности» мы сделали в сатирическом ключе. Задачей было снизить пафос убежавших, которые утверждали, что с их уходом никакой культуры в России не осталось. Аудитория сборника составила 2 млн человек с учетом блогов, статей и радиопередач.
Часть издательских проектов связана с фестивалем «Звезды над Донбассом», который за несколько лет превратился в настоящее мультикультурное явление. Участники фестиваля получают задание – написать фантастические рассказы о светлом, позитивном будущем Донбасса. Вышло уже несколько сборников. Задачей писателей было пофантазировать – сначала о том, что будет после того, как военные действия на Донбассе закончатся и наступит мир, а потом о технологическом будущем Донбасса, затем о том, что об этой территории и событиях, которые там происходили, можно рассказать будущим поколениям.
– В сборнике «Живи, Донбасс!» есть рассказ Романа Злотникова «Все будет хорошо», – рассказал председатель Общественной палаты ДНР Александр Кофман. – Конец 30-х годов прошлого века, гражданская война на территории Великобритании. Стоят миротворцы, задача которых защитить детей, одна из мам смотрит на них со страхом, а они одеты в современную броню и вооружение, и спрашивает у одного из миротворцев, который спас ребенка: «Откуда же вы все это знаете – как правильно, как нужно?» Парень снимает шлем и говорит: «А я в Донецке вырос на такой войне». Этим рассказом уже заинтересовались кинодеятели, хотят снять фильм.
– По рассказам ребят из третьего сборника «Юный Донбасс» Белгородский молодежный театр, который в буквальном смысле живет под обстрелами, сделал спектакль-попурри. Один из рассказов под названием «Фотография» повествует о том, что будет, если мы начнем забывать наших героев. Ведь часто приходится слышать: «Уже сколько времени прошло, война была давно, давайте все забудем». В рассказе четко показано, что забвение героев и тех людей, которые отдали жизнь за свободу и независимость нашей страны, является путем возникновения фашизма.
Завершился разговор об издательских проектах на позитивной ноте. Александр Кофман вспомнил, что с легкой руки Сергея Лукьяненко релокантов, которые на переходе Верхний Ларс бросали автомобили и пересаживались на велосипеды, теперь называют «велосипедниками». «Вбрасывание таких презрительных мемов воспитывает общество и формирует отношение к подобным личностям. Их не надо ненавидеть, над ними можно только смеяться», – считает председатель Общественной палаты ДНР.
– Смех, как известно, самое страшное оружие. Он может и должен оставаться нашим самым страшным и самым мощным оружием. Потому что восприятие людьми чего-то тяжелого с юмором позволяет преодолеть не самые легкие времена, – заключил Сергей Чекмаев.