Скульптор Даши Намдаков: Я сын тайги
«Ясновидение» – так называется новая коллекция скульптур всемирно известного скульптора Даши Намдакова, которую можно увидеть в иркутской Галерее Виктора Бронштейна. В ней автору удалось прочувствовать красоту природных форм и фактур выразить в них сакральные образы, напоминающие бурятские онгоны, африканские маскоиды, старинны музыкальные инструменты.
Причудливые формы скульптур Даши Намдакова словно подверглись какой-то инопланетной трансформации. Например, одна из скульптур демонстрирует фасад из блестящего белого металла, сохраняя деревянную изнанку, другая напоминает бионический летательный аппарат, третья – неизвестное существо, застывшее в пространстве и времени.
Даши Намдакову в полной мере удалось выразить свой творческий почерк в непривычном для него материале. О том, как и зачем он обратился к дереву, и о ленд-парке «Тужи», который скульптор построил на своей родине, он рассказал в интервью газете «Областная».
– Даши, почему вы обратились к дереву после бронзы? Это же совсем другая пластика…
– Осознанно решил сменить материал, потому что в бронзе я уже начал работать на автомате, почувствовал себя в этом материале слишком комфортно. А это значит, что как художник я начал деградировать, и надо было что-то с собой сделать, заставить себя измениться. Поэтому обратился к дереву, сделал эту серию скульптур. И теперь я опять молодой, обновленный.
Вообще дерево естественный для меня материал, ведь я сын тайги. Правда, раньше я в основном применял технику резьбы по дереву. И, могу сказать, что при всей на первый взгляд простоте это очень сложный материал. Гораздо сложнее бронзы, которая все выдержит.
– Вы говорили, что в бронзе вам не хватало цвета, поэтому вы применяли в скульптурах патину. В дереве вы, можно сказать, оторвались в этом плане?
– Я всегда нуждался в цвете, но бронза – это такой консервативный материал, и цвет там проявляется благодаря патине, при воздействии разных кислот на медь, которая присутствует в ее составе. В дереве мы применили этот способ. Ведь в некоторых скульптурах тоже присутствует металл. А вообще, работать над этой коллекцией мне помогала моя команда. Например, именно с цветом – мой коллега, усть-илимский художник Анатолий Погребной и его сын, великолепный скульптор Леонид Погребной. Мы с ними вместе придумывали цвета, которые зрители уже назвали сибирскими самоцветами – чароитами и лазуритами.
– Какое дерево вы использовали в работе?
– Здесь в основном корейская сосна, которая высыхает на корню. Влага постепенно покидает ее, в результате у нее очень мало трещин.
– Вы назвали вашу коллекцию скульптур «Ясновидение»? Что это значит лично для вас?
– Думаю, это то, с чем я родился.
– Расскажите о вашем ленд-парке «Тужи».
– Мы очень сильно ждем гостей из Иркутской области. Правда, мы с нашим парком, как Лыковы, забрались в тайгу, построили его рядом с деревней Укурик, где я родился. Это в 140 км от Читы. Там на каждой сопке, возле каждого дерева сидят боги. Наши предки жили там по стойбищам. У каждой семьи был кусок долины, где они могли поставить дом у ручейка. А потом, когда пришла коллективизация, всех собрали в одну деревню. Но наши предки под страхом смерти и репрессий сохраняли свою веру. Кстати, из нашей деревни вышло много лам, ученых и других талантливых людей. И нам важно, чтобы деревня жила, ведь в последние годы многие стали перебираться в город, отрываться от своей земли.
– Вы ведь каждый год приезжали в Укурик?
– Да, ведь это мое место силы, для меня важно бывать на родине. Помните историю о том, что у меня происходило с моим здоровьем в юности? Я сильно болел, и причиной моих проблем оказалось то, что мы забываем корни и традиции. Обсудив идею с семьей, как в советские времена, собрались вместе и начали в двух километрах от нашей деревни создавать ленд-арт-парк «Тужи». Мы как раз несколько лет назад продали наш дом в Англии и решили деньги вложить в этот проект. Начали ставить домики, создавать деревянные скульптуры, собирать разных художников. И произошло чудо! У нас появились единомышленники не только среди бурят, но и русских. Приезжали волонтеры со своими лопатами, с топорами, жили в палатках. В результате произошло невероятное – всем миром построили этот ленд-парк.
– В какое время лучше к вам приезжать?
– В первые выходные августа проводим арт-фестиваль, на котором происходит много интересных событий. Но, в принципе, можно приезжать круглый год. Сейчас мы там построили две гостиницы, поэтому сливаться с природой можно с комфортом. Ленд-парком управляет моя дочь Соня. Кстати, она окончила школу и университет в Англии, по собственному желанию переехала в Укурик, потому что она тоже чувствует, как это важно – не терять связь с родными местами.
– Скажите, если вернуться в прошлое, как получилось, что первая выставка в 2000 году, после которой к вам пришла известность, состоялась в Иркутске?
– Иркутск меня в свое время спас, потому что после 90-х времена были тяжелые, молодому художнику было сложно пробиться. Но я все равно создавал свою первую бронзовую коллекцию. Тогда искусствовед Надежда Петровна Куклина смогла договориться с Иркутским художественным музеем о моей первой персональной выставке. Я страшно переживал. Но моя жизнь кардинально поменялась. До первой выставки я зарабатывал чем угодно. После нее – тем, чем занимаюсь всю свою жизнь – искусством. Я очень люблю этот город и всегда стараюсь привезти сюда свои новые работы. Здесь чувствую себя как дома, в кругу близких людей. Нигде больше у меня нет такого чувства спокойствия и единения с людьми, когда мне не нужно ничего доказывать.
Иркутск вновь стал площадкой мировой премьеры. Заслуженный художник России, скульптор Даши Намдаков представил в областном центре свою новую коллекцию работ «Ясновидение». В своем творчестве он не смог обойти такой материал, как дерево, которое несет в себе дух Сибири, ее мощную энергетику. На открытии выставки обсудили с Даши варианты сотрудничества с регионом. Например, о творческих идеях, которые можно выразить в новом большом проекте «Волшебный Байкал».
Игорь КОБЗЕВ, губернатор Иркутской области