Зов казаков
«Все для фронта, все для победы» – этим принципом руководствуется казачья семейная пара из Братска: Евгений и Ирада Фоос. С самого начала специальной военной операции они занимаются сбором средств и гуманитарной помощи для казаков-добровольцев и бойцов подразделений, находящихся на передовой. О том, почему важно не сбавлять обороты и помогать до победного конца, супруги рассказали «Областной».
Не оставлять без внимания
С первых дней специальной военной операции за тысячи километров от передовой жители Приангарья собирают и отправляют гуманитарную помощь бойцам и мирным жителям. Север Иркутской области не остается в стороне, в том числе представители Иркутского войскового казачьего общества. Атаман Ангаро-Ленского казачьего округа Евгений Фоос кинул клич по всем станицам.
– С самого начала СВО собираем гуманитарку, – поясняет атаман. – С течением времени запросы ребят менялись. Если сначала была актуальна форма: наколенники, налокотники, тактические очки, каски и бронежилеты, то сейчас запросы идут в сторону маскировочных сетей, тепловизоров, квадрокоптеров, антидроновых ружей, машин, медицины и дизельных генераторов.
Для большей оперативности и прозрачности сборов супруга Евгения Ирада Фоос создала телеграм-канал ZOV_KAZAKOV. В нем публикуются отчеты по собранной гуманитарной помощи и поступающие от бойцов запросы.
– Через группу идет взаимодействие с представителями бизнеса. Последний груз ушел – одно из предприятий Братска его само собрало, а мы напрямую указали, куда отправить. Автомобиль УАЗ, который на передовую передал наш казак, загрузили гуманитаркой, собранной в том числе через группу. «За ленточку» отправили огромное количество медицинских препаратов, формы и тактических рюкзаков. Еще печи от Тайшетского хуторского казачьего общества, маскировочные сети из Братского района, – перечисляет Евгений Фоос. – Стараемся денежными сборами помогать: закупаем необходимое бойцам через маркетплейсы ближе к точке доставки, чтобы груз быстрее дошел к месту назначения. Договариваемся с волонтерами из Ростова, Белгорода, которые находятся ближе к линии боевых столкновений, они передают все ребятам.
Одной из необычных посылок на фронт стали иконы и церковная утварь, собранные Братской и Усть-Илимской епархией по просьбе бойцов. Груз благословил епископ Братский и Усть-Илимский Константин.
Но помощь нужна не только на передовой, она необходима и вернувшимся с поля боя. Евгений Фоос вспоминает:
– Был случай, что вернувшийся с СВО боец, у которого серьезные травмы ног, обратился за помощью – нужны были костыли. Помогаем не только тем, кто на фронте, но и тем, кто вернулся. Не оставляем их без внимания.
Окопная гигиена
Дом супругов Фоос похож на небольшую фабрику: по вечерам после работы Ирада плавит воск на окопные свечи, рядом сушатся пропитанные очищающим составом губки для сухого солдатского душа. Свечи делают во всех станицах Ангаро-Ленского казачьего округа. Этому нехитрому, но очень важному ремеслу казаков и казачек научил местный прихожанин. Главное, чтобы свеча не дымила, а фитили лучше делать в форме крестов и звездочек. Одна такая банка горит от шести до восьми часов. Для солдат это не только свет и тепло, но и возможность в полевых условиях разогреть пищу.
– Парафин, воск заказываем сами, коробки есть в магазинах, а банки, можно сказать, собирали всем Братском: давали объявление. Первоначально проводили акции, чтобы все желающие могли помочь. Но, к сожалению, качество страдает. Мы решили, что сделаем окопные свечи своими силами, – объясняет Ирада Фоос. – Многие спорят, что зимой окопные свечи нужны, а летом – нет. Я регулярно общаюсь с ребятами, они подтвердили, что зимой свечей нужно больше, а летом – половина от того, что зимой. Ночи все равно прохладные, где-то они промокли, где-то им нужно разогреть еду. Свеча не дает искр и много света, не привлекает такого внимания, как костер.
Помощь бойцам СВО поступает со всей России, волонтеры делятся своим опытом на всю страну. От знакомой из Барнаула Ирада Фоос узнала об изготовлении сухого душа. В этом деле ей помогает дочь.
– Это действительно нужная вещь, особенно в летнее время: кто-то в окопах сидит по два-четыре дня, Евгений использовал на себе, чтобы проверить, работает ли. Двух пакетиков хватает, чтобы помыться мужчине, – продолжает наша собеседница. – В солдатский душ входит пенная губка, одноразовое полотенце, ватные палочки, инструкция. Надо губку смочить водой совсем чуть-чуть и начать ее сжимать, чтобы получилась пена. В воду опускать губку нельзя. А летом и жарко, и где-то раненый, в крови. Душ спокойно можно носить в кармане.
В планах у казачьей четы Фоос – производство питательных батончиков из орехов и сухофруктов: технология производства освоена в домашних условиях, куплен вакууматор.
– Эту идею нам подсказал советник атамана Иркутского городского казачьего общества «Вознесенское» Алексей Князев. Батончики – продукт не скоропортящийся и легко поместится в кармане, – сказал Евгений Фоос.
– Хочется побольше помочь тем, что на самом деле необходимо в зоне СВО, – подчеркивает Ирада Фоос.