26.06.2024 10:25
Рубрики
Общество
Фото
пресс-службы Госавтоинспекции Иркутска
Фото:
пресс-службы Госавтоинспекции Иркутска
26.06.2024 10:25

Гонки по тротуарам

Санкции помогают повысить культуру вождения пользователей электросамокатов

Электросамокаты в Иркутской области сегодня на пике популярности. Только в областном центре их насчитывается около 3,5 тыс. Однако массовое использование столь доступного транспорта привело к росту нарушений и ДТП. Тревогу бьют не только сотрудники ГИБДД, но и кикшеринговые компании, сдающие в аренду электросамокаты. Последние даже ввели свои штрафы в этом году.

 

Сезон начался с ДТП

Если за весь прошлый год в Приангарье произошло 16 ДТП с участием электросамокатов (15 человек травмированы и один погиб), то в этом сезоне уже 10 ДТП, одно из которых со смертельным исходом. В девяти случаях за рулем средств индивидуальной мобильности (СИМ) находились дети. Столкновения происходили на тротуарах, только одно ДТП произошло на пешеходном переходе, когда водитель электросамоката погиб.

Начальник управления Госавтоинспекции главного управления МВД России по Иркутской области Вадим Кригер напомнил, что с весны прошлого года начали действовать правила дорожного движения для СИМ, к которым относятся, помимо электросамокатов, гироскутеры, моноколеса и другие транспортные средства с одним или двумя колесами, оснащенные электродвигателем.

Наибольшую популярность приобрели именно электросамокаты, которые и пополняют нашу статистику и прирост ДТП с участием СИМ, – продолжил Вадим Кригер. – Дети и взрослые катаются как попало и где попало, не соблюдают правила дорожного движения. Поэтому мы усиливаем в регионе работу по пресечению нарушений правил дорожного движения пользователями электросамокатов.

Всего в регионе насчитывается порядка 5 тыс. электросамокатов, из них более 3,5 тыс. используется в Иркутске. К нарушителям применяется статья 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Штраф небольшой – от 800 до 1,5 тыс. рублей. В настоящее время рассматривается законопроект об ужесточении ответственности. По информации федеральных СМИ, предлагается ввести штраф до 30 тыс. рублей за управление СИМ в нетрезвом виде и за отказ от медицинского освидетельствования, до 5 тыс. рублей – за превышение скорости, за перевозку детей на самокате и оставление водителем СИМ места ДТП, до 3 тыс. рублей – за езду на СИМ сразу нескольких человек.

 

Наказание в двойном размере

Между тем с 1 апреля этого года кикшеринговые компании ввели свою систему штрафов за нарушения в рамках договоров оферты. И они куда жестче действующих по КоАП. Размер варьируется от 500 до 100 тыс. рублей. Самый минимальный штраф придется заплатить арендатору электросамокатов за неправильную парковку, 10 тыс. рублей – за передачу СИМ несовершеннолетнему, от 30 тыс. до 100 тыс. рублей – за инцидент, в результате которого был причинен вред здоровью или имуществу, 100 тыс. рублей – за управление СИМ в нетрезвом виде.

Как пояснили представители кикшеринговых компаний, при установке специального приложения пользователи СИМ подписывают договор оферты в электронном виде. Как правило, его читают далеко не все, поэтому для многих наказание становится полной неожиданностью. Штрафы списываются с банковской карты, к которой привязан аккаунт пользователя, но сначала приходит уведомление. То есть нарушитель может получить два штрафа за одно нарушение – со стороны ГИБДД и от кикшеринговой компании.

СИМ очень активно развиваются в Иркутской области, поскольку спрос рождает предложение, – отметил операционный управляющий локацией «Иркутск» кикшеринговой компании «Вуш» Кирилл Назаров. – Это ведет к массовому нарушению ПДД. С начала года выявлено 961 нарушение правил дорожного движения, допущенное арендаторами электросамокатов. Аккаунты этих клиентов в сервисе заблокированы, им назначены штрафы. Основные нарушения – неправильно припаркованные СИМ, неспешивание на пешеходном переходе, езда вдвоем и аренда самокатов несовершеннолетними. Взять напрокат СИМ можно только с 18 лет, тем не менее сервисом часто пользуются подростки. Мы заключили договоры с рядом крупных банков, которые пошли нам навстречу и предоставили данные несовершеннолетних владельцев карт, чтобы мы их автоматически блокировали.

Кирилл Назаров также добавил, что зачастую родители сами дают несовершеннолетним детям свои аккаунты, чтобы они покатались на электросамокатах.

Кикшеринговые компании надеются, что с введением штрафных санкций взрослые задумаются, прежде чем передавать данные аккаунта или свои банковские карты подросткам.

 

Чат для жалоб

Начальник службы безопасности ООО «Кикшеринг» («Юрент») Дмитрий Селяндин в свою очередь заявил, что были случаи, когда школьники взламывали электросамокаты, но сегодня эта проблема решена.

Наша задача – привить гражданам дисциплину, культуру вождения. И для этого мы применяем разные методы, в том числе блокируем и штрафуем. Есть специальная служба безопасности, создан чат, куда любой человек может отправить видео или фото с нарушением. Главное, чтобы было видно нарушителя и то, что он делает. Обязательно нужно указывать дату, время и место. После этого материалы отправляются в Москву, где специалисты принимают решение о штрафе. Бывает, что родители сами звонят и просят, чтобы мы заблокировали аккаунт, по которому ездит их ребенок. Часто за информацией обращаются сотрудники ГИБДД, особенно когда совершено ДТП, – пояснил Дмитрий Селяндин.

По его словам, компания ежедневно направляет 20–30 уведомлений о штрафах. Деньги уходят в пользу кикшеринга. Кстати, решение о назначении штрафа можно оспорить, написав в службу поддержки с обоснованием. Например, в случае неправильной парковки из-за выхода из строя электросамоката.

Кирилл Назаров заметил, что в целях безопасности ограничена скорость арендованного электросамоката – 25 км в час, а в некоторых локациях (в парках, в общественных местах) – до 15 км в час. Разогнаться не получится, поскольку лимиты вшиты в систему. Кроме того, СИМ оснащены современной системой навигации, что позволяет отслеживать их в режиме реального времени.

Надо признать, что за месяц применения штрафных санкций культура вождения на арендованных электросамокатах повысилась, – считает Кирилл Назаров. – Мы это видим по статистике обращений, инцидентов. У нас есть различные баннеры, видео, рассказывающие о том, как важно правильно пользоваться СИМ. Мы разослали во все иркутские школы разработанный краткий курс для учителей ОБЖ, потому что понимаем, что школьники – будущие пользователи электросамокатов. Запланировано 12 профилактических мероприятий, которые пройдут на набережной в Иркутске. Надеюсь, общими усилиями мы добьемся роста уровня культуры вождения СИМ и, соответственно, снижения числа инцидентов.