26.06.2024 10:02
Рубрики
Общество
Фото
из архива театра кукол «Аистенок»
Фото:
из архива театра кукол «Аистенок»
26.06.2024 10:02

Маленький принц и другие роли Любови Калиниченко

Заслуженную артистку России Любовь Калиниченко без преувеличения можно назвать легендой иркутской сцены. 45 лет своей творческой жизни она отдала Иркутскому областному театру кукол «Аистенок». За эти годы сыграла около сотни ролей, о некоторых из них артистка рассказала в интервью газете «Областная».

 

Не просто профессия, а судьба

– Любовь Федоровна, как ваша жизнь оказалась связана с театром кукол?

– Началось все с иркутского Дворца пионеров. В детстве я долго уговаривала маму записать меня в балетную студию, а когда она меня туда привела, оказалось, что поздно начинать, ведь мне было десять лет. Но взамен предложили позаниматься в театре кукол «Петрушка». И мне понравилось! Нашим коллективом руководила Анна Илларионовна Гагаркина – в прошлом актриса ТЮЗа, которая умела увлечь театром и способна была раскрыть талант каждого ребенка.

Театральная студия была для нас местом творчества и настоящего счастья, где можно было воспарить над обыденностью. Наш педагог возила коллектив в «Орленок». Смогла договориться, чтобы нас принял в Москве главный режиссер Центрального театра кукол Сергей Образцов. Эти впечатления мне запомнились на всю жизнь. Мы ставили спектакли, работали летом в пионерских лагерях и не помышляли о другой жизни.

Кстати, благодаря театру кукол «Петрушка» я познакомилась с будущим супругом. Во Дворце проходили спортивные соревнования, после них ребят пригласили на наш спектакль. Среди них был и Андрей Николаевич. Тогда ему было 15, а мне 14 лет.

 

– Но в итоге вы поступили на филологический факультет?

– Я хотела быть журналисткой. Но для поступления мне не хватило всего одной публикации. И тогда я пошла на филфак, где проучилась четыре курса. Пока режиссер Петр Козец, который занимался с нами в студии Дворца пионеров, не предложил мне работу в театре кукол в Улан-Удэ. Время тогда было какое-то бесшабашное, и я согласилась. В итоге проработала там год с лишним, а потом в Иркутском театре кукол объявили набор актеров. И так как у меня здесь была семья, я приехала, и меня взяли в штат, хотя конкурс был 30 человек на место. У нашего театра тогда даже не было своего здания, только база на Горького – репетиционный зал и мастерские. Мы выпускали спектакли и постоянно гастролировали.

 

– А учеба на филфаке как-то вам пригодилась?

– Да, мне это очень помогло. В частности, когда я училась на режиссерском отделении Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. Ведь в начале работы над спектаклем режиссер всегда сталкивается с пьесой. И порой легче выразить замысел в своем тексте, чем искать решение для чужого.Я начинала с постановки новогодних интермедий, для которых писала сценарии, а потом уже появились и спектакли.

 

Волшебный мир кукол

– Какой первый спектакль вы поставили как режиссер?

– В 1996 году Союз театральных деятелей России проводил конкурс самостоятельных режиссерских работ, я приняла в нем участие. Постановка «Метелыч и Бантик» тогда была признана лучшей, потом ее взяли в репертуар театра, где она сохраняется до сих пор. Затем был «Маленький принц» с Сергеем Болдыревым. Мы договорились, что он ставит спектакль как драматический режиссер, а проработка кукольных сцен – на мне. После этого поставила более десяти спектаклей.

 

– Спектакль «Маленький принц» – целая эпоха в «Аистенке»…

– Да, хотя сохранить спектакль было сложно. Сменялись актеры, и всегда вставал вопрос: как не растерять то, что было заложено режиссером? Наш главный режиссер Юрий Анатольевич Уткин возложил на меня эту миссию, и я следила, чтобы все было в порядке, ведь я очень люблю этот спектакль, и мне хотелось, чтобы он был в репертуаре. Но все когда-нибудь заканчивается. С появлением новых актеров спектакль становится другим. Наш Маленький принц полетел на другие планеты, как в тексте Экзюпери.

 

 

– Можно сказать, что это была одна из ваших любимых ролей?

– Все роли требуют душевного включения. Маленький принц – конечно, сложнейшая роль в моем репертуаре. И технически, и эмоционально. Начнем с того, что сейчас уже почти никто не водит марионеток, и этому искусству перестали учить в учебных заведениях. Бывают простейшие марионетки. А у нашего Принца много нитей, работают глаза, руки, он может приседать, перебирать песочек. С летчиком, которого в последние годы исполнял Роман Бучек, мы работали в полной темноте – в черном кабинете. И он говорил о своем ощущении, будто рядом с ним идет ребенок и ведет его за руку.

Но мне бы хотелось вспомнить и другие свои роли, например, одна из первых, которую я потом играла много лет – это бегемотик Боря. В работе с планшетной куклой не было никаких сложностей, но это такая трогательная и наивная история о дружбе и преданности, каких, кажется, сегодня очень не хватает. Или одна из моих любимых ролей – Баба-Яга по пьесе Л. Филатова «Стрелец». Этот спектакль обещают вернуть в репертуар, если такое произойдет – я буду счастлива и готова исполнять эту роль сколько угодно раз!

 

Ради искреннего отклика зрителей

– Недавно вы поставили спектакль «Лети, Аистенок, лети!», расскажите о замысле.

– В молодости, когда пришла в театр, у нас работал прекрасный режиссер Людвиг Григорьевич Устинов, который поставил спектакль «Аистенок», давший, кстати, название театру. Это было одно из моих первых ярких впечатлений. Со временем спектакль ушел из репертуара, но мне казалось, что «Аистенок» не может существовать без спектакля про аистенка. Конечно, невозможно повторить постановку в прежнем виде – новое время требует новых сценических решений. В основу моего спектакля легли словацкие сказки. Когда я работала над пьесой, меня очень увлек фольклор этой страны. В итоге получился некий синтез литературы, театра, музыки и чудесного художественного оформления, над которым работала Евгения Шабанова. Кстати, изначально эта постановка задумывалась как мобильный выездной спектакль. Но потом в ней как отдельный герой появился Ветер – чтобы создать его, понадобились кроны деревьев. Так спектакль вырос в целое сценическое полотно, которое складывается из музыки, света, визуального ряда и актерской игры.

 

– Вы задумывались когда-нибудь, в чем высший смысл театрального искусства?

– Думаю, это тот отклик, который спектакль оставляет в душе зрителей. Например, мы приезжали в Жигаловский район и играли для ребятишек, которые никогда не видели театра. Это был спектакль «Метелыч и Бантик», где я исполняю роль еще одного бегемотика – Бантика. После спектакля мы уже собирались уезжать, но вдруг нас останавливает мальчишка и протягивает букет жарков. Я говорю: «Спасибо тебе!» А он: «Это не вам, а бегемотику Бантику!» Именно ради таких моментов – искреннего отклика зрителей – хочется работать дальше!