Пой, казак лихой!
Кто представит Приангарье на конкурсе «Казачий круг»?
Традиционные запевки и пластический балет, свист нагаек и притопы на сцене продемонстрировали участники войскового отборочного этапа Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» и областного фестиваля казачьей культуры «Моя любимая станица». 26 коллективов и один солист из 12 муниципальных образований собрались в Иркутске, чтобы жюри выбрало лучших из лучших.
География участников расширяется
Сохранение и популяризация казачьей культуры на территории Иркутской области является одним из пунктов Стратегии развития российского казачества в Приангарье. Самый крупный фестиваль казачьей культуры «Моя любимая станица» проводится в области с 2017 года, собирая хранителей песенной и танцевальной традиций, а также открывая новые имена.
– Последние четыре года происходят невероятные события: мы обучаемся, ищем таланты, развиваем казачью культуру, – отметила директор Иркутского областного Дома народного творчества Людмила Герда. – В этом сезоне провели два мероприятия: прежде всего это войсковой отборочный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг». В эти же дни у нас состоялся областной фестиваль традиционной казачьей культуры и художественного творчества «Моя любимая станица», куда вошли смотр-конкурс вокала, хореографии и казачьих обрядов «Честные люди» и фотоконкурс. Мы объединили эти мероприятия, потому что казачьих коллективов в области не так много.
В 2024 году участие в отборочных конкурсных этапах приняли 42 вокальных и хореографических коллектива и восемь солистов из 20 муниципальных образований. Для сравнения, в 2023 году было заявлено 14 коллективов и один солист из восьми территорий.
Отбирали будущего участника «Казачьего круга» художественный руководитель Московского народного хора, руководитель Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Дмитрий Морозов, художественный руководитель ансамбля народной песни «Сибирская вечора» Александр Трофимов, ведущий специалист по фольклору в ИОДНТ и руководитель народного фольклорного ансамбля «Оберег» Наталья Дмитриева, начальник штаба Иркутского войскового казачьего общества Александр Тютюнник и войсковой священник, настоятель храма Александра Невского протоиерей Марк Косолапов.
Открытие войскового отборочного этапа посетили начальник Управления по связям с общественностью и национальным отношениям при губернаторе и правительстве Иркутской области Ольга Куриленкова и войсковой атаман Иркутского ВКО Анатолий Никитин. Как было отмечено, география фестиваля с каждым годом растет даже в непростое для страны время, фестиваль демонстрирует поддержку служащим на передовой, среди которых немало казаков.
– В последнее время отдушиной является что-то чистое и с глубоким смыслом, а где еще найти такой источник, как в народных, в частности казачьих песнях? Их очень много поют, вспоминают, они очень популярны, – комментирует Анатолий Никитин. – Казачьи фестивали связывают воедино тягу к своим корням, к истории и культуре. Конкурс «Моя любимая станица» стал уже традиционным. С каждым годом все больше людей (казаков и тех, кто интересуется казачьей культурой) принимают в нем участие. Казачество по своей сути – это большая семья, и в ней много талантливых людей, которым мы даем возможность выйти на сцену и показать себя.
Внимание на репертуар
Фестивали казачьей культуры – это площадка для мастер-классов, где профессионалы делятся своим опытом и мастерством, а также хорошая возможность получить экспертную оценку и рекомендации по подбору репертуара и его исполнения.
Во второй день фестиваля «Моя любимая станица» руководители вокальных и хореографических коллективов отрабатывали манеру исполнения традиционной казачьей песни под началом руководителя Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Дмитрия Морозова.
Для сохранения традиций исполнения казачьих песен Дмитрий Морозов рекомендует прибегать к литературе, аудио- и видеоисточникам. Но самым лучшим вариантом для коллективов и сольных исполнителей являются экспедиции.
– Общение с народными исполнителями в контексте их быта позволяет по-иному посмотреть на сам репертуар, на то, как его на сцене преподносить, стоит ли изменять, и обязательно – комплексное постижение самой традиции. Это история заселения, различные жанры, современное состояние, – пояснил Дмитрий Морозов.
По его словам, среди участников фестиваля есть коллективы, нацеленные на реконструкцию, а также демонстрирующие певческую традицию не только Восточной Сибири, но и Кумылженского района Волгоградской области.
– Сибирские казаки – это переселенческая традиция, по мере продвижения казаков все дальше и дальше в Сибирь, с тех мест, откуда они ехали, ту песенную культуру они и несли. Но она видоизменялась. Еще приезжали переселенцы, они добавлялись к казакам, и традиция ассимилировалась. Также на казаков оказывали влияние те народы, с которыми они рядом жили. Потомки сибирских казаков сохранили и передали самобытные версии известных песенных сюжетов. Тематика песен разнообразна, но все они имеют общие черты в музыкальном исполнении, – сказал Дмитрий Морозов.
Когда на сцене гармония
Художественный руководитель ансамбля народной песни «Сибирская вечора», заслуженный работник культуры Красноярского края Александр Трофимов предложил сибирякам походить, покачаться под переливы гармони, понять, что народный танец – это прежде всего естественное движение.
– Человек пробует танцевать еще в детстве, начиная с игр, вечерок. Хороший танцор набирает движения – коленца. Но с годами человек стареет, например, то, что я делал в 18, не могу сделать сейчас. Если люди собираются в домах культуры, то не нужно копировать профессиональные коллективы, у которых совершенно другие задачи и другой набор артистов, отбираемых по особым критериям. Здесь форма досуга, и надо людям давать возможность подвигаться, чтобы они почувствовали механику естественного движения тела, у многих не было возможности научиться у носителей традиции. Когда в этом пробел, нужно органично научиться существовать в коллективе, – уверен Александр Трофимов.
Главная задача художественного руководителя – найти в каждом участнике изюминку, чтобы коллектив выигрышно смотрелся на сцене. Кому-то лучше удается танец, а кто-то хороший запевала, задающий настроение всему выступлению.
– Почему важно ездить по фестивалям? Потому что это позволяет познакомиться, присмотреться к движениям, чтобы потом их пробовать исполнять самому, – дополнил Александр Трофимов.
Кроме основ русской народной пляски, художественный руководитель «Сибирской вечоры» рассказал об игре на русских народных инструментах:
– Задача познакомить с самыми популярными на сегодняшний момент инструментами, например, это гармонь. В казачьем коллективе в основу входят еще бубен, барабан. Народный исполнитель должен гармонично существовать с любым инструментом, и для него не должно составлять труда что-то исполнить, что-то спеть, он не должен стесняться выглядеть естественно.
Казачий острог на Ангаре
Ранним утром в музее «Тальцы» открывает врата Илимский острог: конкурсанты в третий день фестиваля «Моя любимая станица» собираются на молебен у Казанской церкви – самой древней из сохранившихся в Иркутской области.
– Артисты и на сцене, и вне ее ведут себя одинаково – выходят не покрасоваться. Это очень важный момент, что выступающие не артисты, а прежде всего казаки, и их казачья душа одинаково поет и на сцене, и в повседневной жизни. Давайте помолимся и попросим божьей помощи, чтобы он благословил нас, чтобы божье благословение с нами пребывало везде, – обратился к участникам фестиваля войсковой священник Иркутского ВКО протоиерей Марк Косолапов.
Покачиваются на ветру стенды передвижных фотовыставок, рассказывающих об истории Иркутского казачества и казачьих семьях, – участниках конкурса «Моя семья – жемчужина Сибири». Первенство в этом году у семьи Калашниковых – Игоря и Анны. «Участвуем в конкурсе не первый год. Начинали с третьего места, а теперь первые», – сказала Анна Калашникова.
Чем ярче солнце над Илимским острогом, тем громче песни и шире ярмарка народных мастеров: керамика, одежда, украшения. Качаются на качелях казачки – только ленты летят. Свистят шашки – репетирует ансамбль народного танца «Сибирский край».
– Казачий танец не считается казачьим, если в нем нет специфических, свойственных казаку предметов: шашки, нагайки и пики, – перечисляет руководитель ансамбля Роман Заика. – Есть у нас номер «Казачья власть», посвященный Евгению Осиповичу Мациевскому – наказному атаману Забайкальского казачьего войска с середины по конец XIX века. Это довольно известная фигура, он ходил в Китай, брал Пекин, подавлял крестьянские волнения. Легендарный человек, хотелось бы его память увековечить на сцене, он есть в песнях, а теперь ему посвящен танец.
Конкурсное жюри оценило соответствие костюмов исполняемому репертуару и принадлежность к казачьей традиции, а также аутентичность инструментального сопровождения. В нескольких номинациях наградили лауреатов областного смотра-конкурса «Честные люди», а Гран-при войскового этапа всероссийского «Казачьего круга» забрал народный мужской ансамбль «Ведагор» из Ангарска. Это семейный коллектив: руководит им Анна Якимова, а ее супруг Дмитрий – один из участников.
– «Ведагор» существует с 2015 года, базируется в Доме культуры «Энергетик». У нас не только казачье направление, но и фольклор разных областей России. Коллектив мужской, поэтому без военных песен никуда, – говорит Анна Якимова. – В последнее время делаем акцент на казачью культуру, потому что в нашей стране это популярно. Да мне и самой интересно, у меня в роду есть и семейские старообрядцы Забайкалья, и казаки.
Как признались участники ансамбля «Ведагор», перед жюри им выступать было волнительно. Репертуар для исполнения подобрали с учетом рекомендаций жюри прошлых конкуров, упор сделали на материал, приближенный к местной певческой традиции. Это песни забайкальских казаков, и выбор оказался удачным. Жюри оценило творческий коллектив по достоинству. Теперь «Ведагор» представит Иркутскую область в финале конкурса в Москве.