БАМ: полвека на службе России

50-летие Байкало-Амурской магистрали празднует вся Россия. Одна из стратегических транспортных магистралей страны растянулась на 4287 км – от Тайшета до Советской Гавани. БАМ не только открыл второй железнодорожный выход к Тихому океану, но и обеспечил доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. В наши дни грандиозный проект продолжается.

 

Масштаб стройки впечатляет

Легендарный БАМ был построен в непроходимой тайге. Предстояло преодолеть 11 полноводных рек и семь горных хребтов. Основные работы разворачивались в зоне вечной мерзлоты, перепады температур от плюс 40 до минус 60. Из удобств – палатки и небольшие вагончики. Там, где техника не выдерживала и выходила из строя, люди справились со всеми испытаниями.

Благодаря трудовому подвигу всех, кто ехал не только за запахом тайги, но и сделал свой вклад в будущее страны, появились мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения, которые составляют треть протяженности БАМа. Масштаб стройки впечатляет: на трассе пробито восемь тоннелей, построено 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.

Официальный старт второму этапу строительства магистрали БАМ 2.0 «Восточный полигон» (БАМ +Транссиб) дал президент России Владимир Путин. Десять лет назад, 8 июля 2014 года, на одном из ключевых участков Байкало-Амурской магистрали, перегоне Таксимо – Лодья, было уложено серебряное звено второго пути.

За время реализации этого проекта в границах Восточно-Сибирской магистрали введено в эксплуатацию более 210 объектов, в их числе – свыше 200 км дополнительных главных путей, а также знаковый для дороги объект – новый Байкальский тоннель протяженностью 6,7 км. А к 20-летию ОАО «РЖД», 1 октября 2023 года, было завершено строительство второго главного пути на участке Тайшет – Тагул, что увеличило грузопоток, следующий в направлении Дальнего Востока.

 

Модернизация продолжается

События в мире показывают, что БАМ оказался для России своевременным решением, он способствует созданию сильной и независимой экономики страны. Приведем актуальные данные 2024 года, по которым видна положительная динамика погрузки. Так, в первом квартале общая погрузка предприятий, расположенных на участке БАМа, продемонстрировала рост на 7,8%.

 

 

Дальнейшее развитие дороги продолжается. В этом году на участках БАМа и Транссиба будет модернизировано 32 объекта инфраструктуры, из них 23 расположены на Байкало-Амурской магистрали. В частности, по северному ходу ВСЖД планируется построить два разъезда, еще два – реконструировать, построить 15 двухпутных вставок, уложить вторые пути на четырех перегонах.

К примеру, в марте на БАМе был запущен новый разъезд на участке Дзелинда – Кирон. Общая протяженность вновь уложенных путей составила 2,9 км, там установлено восемь стрелочных переводов, 169 металлических опор контактной сети, более 60 км сетей сигнализации, централизации и блокировки.

В апреле открыто движение поездов на разъезде, расположенном на участке Кирон – Ангоя (Бурятия), и новым вторым путям на перегонах Таковка – Небель (Иркутская область), Янчуй – Чуро (Бурятия). Общая протяженность вновь уложенных путей составила 29,8 км, установлено 15 стрелочных переводов, 861 опора контактной сети. По данным ВСЖД, открытие движения на этих объектах позволит увеличить провозную способность БАМа на участке Лена – Таксимо с 24,7 до 51,2 млн тонн грузов в год.

Правительством РФ в мае 2024 года принято решение по запуску третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Он рассчитан до 2035 года и будет способствовать увеличению провозной способности этих магистралей.

Много внимания уделяется и обновлению подвижного пассажирского состава для БАМа. В настоящее время более 200 вагонов занято на участке Северобайкальск Восточно-Сибирского филиала «Федеральной пассажирской компании». Это один из самых «молодых» парков среди структурных подразделений филиала. Почти половина – 91 вагон – 2022–2023 годов выпуска. Они выполнены в компоновке двухвагонных сцепов. Сегодня именно эти вагоны курсируют в составе фирменного поезда Северобайкальск – Москва.

 

 

В этом году будет обновлен состав поезда № 381 Иркутск – Северобайкальск, который курсирует в направлении БАМа. Планируется поставка 77 новых вагонов.

Полувековой юбилей БАМа вокзал станции Лена в городе Усть-Куте встретит с новым пристроем со стеклянными стенами в 1200 квадратных метров. Здесь разместятся зал ожидания, кассы, кафе, игровая зона для детей и санитарно-бытовой комплекс.

 

Новые поколения бамовцев

БАМ не только связал Восточную Сибирь и Дальний Восток с европейской частью России и портами Азиатско-Тихоокеанского региона, но и судьбы миллионов людей. Благодаря дороге кто-то сделал первые и значимые шаги в профессии, кто-то нашел личное счастье и сыграл свадьбу.

Наравне с профессионалами дело первостроителей магистрали продолжают студенческие отряды. В 2024 году на полигоне ВСЖД в летнем трудовом сезоне на полигоне ВСЖД примут участие 883 студента. С этого года стройотряды впервые формируются в дирекциях управления движением, моторвагонного подвижного состава, тяги и социальной сферы. Ребята будут работать с 1 июля по 31 августа.

Прививать интерес к железной дороге стараются и у школьников, чтобы больше талантливой и работящей молодежи поступало в профильные техникумы, колледжи, вузы. В настоящий момент на условиях целевой подготовки обучаются 1 тыс. человек по очной форме, из них 294 студента заключили договор о целевом обучении со структурными подразделениями на БАМе.

На железной дороге умеют ценить кадры. Продвигаясь по карьерной лестнице, молодые специалисты получают льготы, надбавки к зарплате и другие привилегии. Например, в структурных подразделениях на БАМе установлены зональные надбавки, и это справедливо и выгодно отличает работу на железной дороге от других видов занятости.

Более того, ВСЖД помогает сотрудникам в решении жилищного вопроса. С 2014 года в компании реализуется программа строительства технологического жилья на территории БАМа. Уже построены многоквартирные дома на станции Новая Чара, в Таксимо, Коршунихе, Усть-Куте, в Северобайкальске. До 2028 года планируется построить еще два 33-квартирных дома на станции Таксимо. А отдельным категориям работников выделяются денежные средства на приобретение жилья в собственность.

Также компания принимает участие в создании социальной инфраструктуры. В границах БАМа для детей работников железнодорожных предприятий работают детские сады ОАО «РЖД». Кроме того, магистраль оплачивает проезд к месту работы и отдыха.

Многие прорывные проекты, с которыми сегодня связано дальнейшее развитие России, реализуются в Сибири. Один из них – БАМ. Для успешной карьеры и профессионального роста совсем не обязательно уезжать в столичные города. А с такой поддержкой, как у ВСЖД, можно жить и работать на родной земле, с уверенностью смотреть в будущее.

Реклама Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги»