Графические шедевры

В Иркутске впервые представлены гравюры непревзойденного Гюстава Доре

Выставка гравюр величайшего в истории изобразительного искусства иллюстратора книг открылась 27 июня в Усадьбе В.П. Сукачева Иркутского областного художественного музея. В экспозиции «Шедевры Гюстава Доре» можно увидеть более 120 подлинных литографий французского художника и графика XIX века. Проект организован совместно с компанией «Артгит» (Москва).

Мы договорились о проведении этой выставки три года назад, но в связи со сложной международной обстановкой осуществить наши планы удалось только сейчас, – рассказала заведующая отделом музея Кристина Шерхунаева. – Все потому, что работы, представленные в этом проекте, принадлежат двум коллекционерам, один из них – россиянин, а второй – житель Великобритании. На каждую работу у нас есть подтверждающие сертификаты, что это оригиналы.

На выставке в синих паспарту можно увидеть рисунки к произведениям, принесшим Доре всемирную славу. Среди них «Потерянный рай» Мильтона, «Божественная комедия» Данте, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса, «Приключения Барона Мюнхгаузена» Распе, Басни Лафонтена, «Волшебные сказки» Перро, а также иллюстрации к Библии, выполненные в технике литографии в конце XIX века. Нужно отметить, что книги, проиллюстрированные художником, расходились огромными тиражами, и к нему выстраивалась очередь из писателей.

Эти рисунки изначально вырезались на камне, причем в зеркальном отражении, – рассказала Кристина Шерхунаева. – Но детализация при такой сложной технике вызывает восхищение. К нам на открытие выставки приходил иркутский ювелир Александр Белобородов, который также владеет техникой гравюры. По его оценке – это работы фантастической трудоемкости, и нужно было обладать высочайшим мастерством, чтобы создать такие графические шедевры.

Гюстава Доре не случайно называют самым плодовитым иллюстратором своего времени, ведь за свою жизнь, а прожил он 51 год, художник создал 220 иллюстрированных книг с более чем 80 тыс. рисунков. А также самым талантливым – за непревзойденную игру света и тени в его графических работах. При этом он был еще и выдающимся живописцем и скульптором. Интересно, что автор так и не получил художественного образования. Зато он проводил все время в Лувре и Национальной библиотеке, изучая картины и гравюры.

 

 

Художник родился 6 января 1832 года в Страсбурге в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре. Его отец был страстным книголюбом и имел прекрасную библиотеку, и будущий автор с любопытством изучал книги с иллюстрациями. Говорят, что законченные рисунки Гюстав Доре начал делать уже в четыре года. В 1847 году он приезжает в Париж, где поступает в Лицей Карла Великого. Потом молодой художник самостоятельно отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Шарлю Филипону с серией рисунков подвигов Геракла. После чего его зачисляют сотрудником с зарплатой в 5000 франков. В этом же году был опубликован альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». При этом художнику было всего 15 лет.

Творческий стиль Доре отличается драматизмом, монументальностью и глубоким психологизмом в изображении персонажей, – отметила Кристина Шерхунаева. – Кстати, современники отмечали, что у него была феноменальная зрительная память. Доре переносил в свои гравюры, схваченные на улицах ситуации, жесты и мимику, создавая обобщенные, но реалистичные и остроумные образы. Еще нам очень повезло, что на выставке представлена часть иллюстраций к Библии – самые трудоемкие работы Доре. Он полностью погрузился в этот процесс, и есть даже архивные документы, которые подтверждают, что в это время он спал по три с половиной часа в сутки.

230 иллюстраций Библии Доре создавал два года. Задача осложнялась тем, что не все события Священного писания можно было иллюстрировать. Поэтому Доре решил сосредоточиться на ключевых книгах и наиболее драматических событиях. Ветхий завет он изобразил с помощью природных процессов, на фоне которых разворачивается история. В Новом завете все внимание было сосредоточено на персонажах, которые художник создавал, не нарушая иконографического канона.

Общество неоднозначно приняло роскошное издание с золотым обрезом, которое вышло в 1866 году, – рассказала Кристина Шерхунаева. – Одни упрекали автора в отсутствии академического образования, другие, отмечая богатство воображения, наблюдательность и способность, ругали за отсутствие психологизма. Но тех, кто увидел в нем художника-проповедника, все-таки было большинство. Ведь Библия с иллюстрациями Доре претерпела более тысячи переизданий, была переведена на десятки языков во многих странах Европы и Америки. В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа.

 

 

Увидеть иллюстрации знаменитой Библии Доре и другие его произведения можно до 25 августа. Кстати, для детей на выставке на втором этаже есть отдельное развлечение – крупные пазлы с картинами художника.