03.07.2024 16:40
Рубрики
Общество
Фото
из архива Алексея Лагерева
Фото:
из архива Алексея Лагерева
03.07.2024 16:40

«Я не вернулся с войны»

Иркутский режиссер снимает фильм об участниках спецоперации

Иркутский режиссер Алексей Лагерев работает над документальным фильмом о бойцах, которые участвовали в боевых действиях в зоне специальной военной операции. Новый фильм станет второй по счету картиной на тему боевых действий в Донбассе и продолжением предыдущей работы режиссера. О том, как рождается картина о солдатах, которые возвращаются из зоны боевых действий, режиссер рассказал газете «Областная».

 

 

Фотография и кинокамера

– Алексей, каким был твой путь в документальное кино?

– Я родился в городе Бабушкине Республики Бурятия, жил в поселке Белореченском Усольского района. В пятом классе записался на фотокружок в школе и мгновенно влюбился в фотографию. Мне казалось чудом видеть, как проявляется изображение на бумаге. Я буквально потерял покой. Но где у нас тогда учили на фотографа? Да и мама была против того, чтобы я стал фотографом, говорила, что это не профессия, а всего лишь хобби. Чтобы не огорчать ее, я за компанию с товарищами подал документы в политех на кибернетический факультет. Математику завалил и пошел до армии работать на завод слесарем-сборщиком.

В армии окончательно понял, что хочу быть фотографом, мне это даже снилось. После службы еще раз подал документы в вуз, завалил первый экзамен и успокоился. Устроился на завод в фотолабораторию, где много чему научился, теории, например. Мы там даже экзамены сдавали. Но не сложились отношения с начальником, я человек свободолюбивый. Начальник цеха на моем заявлении так и написал: «Работать на заводе не может, так как нет свободы».

Потом работал в фотосалоне, состоялся как профессиональный фотохудожник. А в 2005 году меня угораздило взять в руки камеру, и я начал снимать кино. Мои статические картинки задвигались.

В 2014 году в Новосибирске отучился на кинооператора. Первый фильм «Дом Марии» снял еще в институте.

 

– С чего началась тема СВО в твоей жизни?

– Я следил за политикой, видел, что зимой 2024 года что-то назревает. В ночь на 24 февраля мне приснился сон о точечных бомбардировках, размытая такая картина без географических привязок. К слову, я потом наяву такие бомбардировки наблюдал. Спустя месяц после начала СВО сказал семье о своем решении. Уволился из кинофонда, пошел в военкомат, написал заявление и отправился на Донбасс добровольцем. Взял с собой камеру, штатив, флешки, написал в рапорте, что я профессиональный кинооператор.

На сборном пункте в Ростове подписал контракт, прошел небольшую подготовку на полигоне. Наш батальон «Барс 15» попал на самый передок. Обстановка там была сложная, людей не хватало. Моя специальность – стрелок-медик, камеру оставил в Ростове. Надо было воевать.

 

Мой командир

– А снимать в окопах когда начал?

– Как-то командир нашего передового отряда Сергей Николаевич получил потерявшуюся сумку с личными вещами, распаковал ее и достал любительскую видеокамеру. А я и тогда уже на многое смотрел как оператор, понимал, можно снять то и это, выстраивал кадры, хоть камеры в руках не было. Хотелось запечатлеть состояние людей, меня всегда это волновало. Природа там красивая. И смерть рядом. Вот эти контрасты тоже хотелось запечатлеть. И тут появляется камера. Я попросил ее доверить мне для ведения летописи нашего отряда.

 

 

Первые кадры были просто видеознакомством с ребятами, я снимал хронику. Особенно тяжело было снимать во время боев, когда случались потери. Тут нужно было помогать ребятам, а не съемку вести. Бойцы относились ко мне как к оператору, с уважением и пониманием.

 

– Фронтовые зарисовки тебе потом помогли?

– Да, на основе этого и был создан фильм «Крокодилы. Путь командира». Это дань памяти командиру взвода первой штурмовой роты добровольческого казачьего батальона «Барс 15» «Ермак» Сергею Красникову. Он погиб во время обстрела нашей позиции, ему было 57 лет. Это история о доблести и героизме людей, защищающих мирных жителей Донбасса.

 

 

Мой командир был спокойным, мудрым, вселял в нас уверенность. Его отеческая забота о рядовых солдатах не просто выручала, она спасала. Сергей Красников погиб как настоящий герой. Мы иногда звали его Команданте, потому что он был немного похож на Фиделя Кастро. Честью считали воевать под его началом.

В фильме бойцы – люди войны, рассказывая о настоящем Человеке, отдают ему свой долг. А близкие Сергея Николаевича рассказывают об удивительных событиях его жизни.

 

– Как шла работа над фильмом?

– Я получил грант Президентского фонда культурных инициатив. С командой мы выезжали в Москву, где проживает семья командира, его друзья. Сергей Николаевич – десантник, комиссованный по ранению, вел активный образ жизни, прыгал с парашютом, занимался хоккеем. На СВО ушел добровольцем, сказал: «Там дети гибнут, как я буду дома сидеть?».

В 2023 году фильм вышел на экраны, стал участником международного фестиваля документального кино «RT: время героев» и был показан на Первом передвижном Общероссийском фестивале «Кино на службе Отечеству». При поддержке губернатора региона Игоря Кобзева показы фильма состоялись в школах Иркутской области, и они продолжаются.

После премьеры мне позвонил Андрей Локтионов, военный музыкант, дирижер и сказал, что после просмотра фильма он, не знавший моего командира, за один вечер написал про него песню. Понимаете, по мотивам моего фильма родилась эта вещь, вот что главное. Мы планируем снять на нее клип.

 

– Уже можешь рассказать о новом проекте?

– Это полнометражный документальный фильм «Я не вернулся с войны». Весной я подал заявку в фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России и получил грант. Новая картина, съемки которой начнутся в июле этого года, посвящена теме возвращения бойцов в мирную жизнь. Когда я вернулся с Донбасса, стало понятно, что здесь люди живут так, словно ничего не происходит. Это очень резкий контраст. На СВО свои ценности, все проще, все честное и настоящее.

 

 

И опять был вещий сон. Мне снились окопы, налеты, военные будни. Сон был длинный, словно кадры кино выстроили. Оборвал его звонок будильника. Я поймал себя на мысли, что не хочу просыпаться, слишком резкий и внезапный был переход от сна к яви. От боев к спокойной жизни. И я понял – об этом надо снимать кино.

 

«Он снова ушел за хлебом…»

– Кто герои нового фильма?

– Это бойцы моего отряда. Мы выбрали шесть ребят из Уфы, Курганской области, Москвы, Подмосковья. Есть среди них раненые. Когда разбомбили нашу позицию, я был у ребят в госпитале, уже там начал собирать материал.

Кто-то из парней вернулся «на гражданку» и у них возникло множество проблем – бытовых и психологических.

Приехав домой, они, как правило, снова собираются возвращаться на фронт. Потому что здесь неустроенность, где-то непонимание со стороны близких и общества, а там – свои люди, привыкшие жить войной. Там приказ, и все понятно, а здесь они не могут адаптироваться.

Проблему возвращения в мирную жизнь с героями фильма будет решать психолог Алина Швецова. Сейчас она с фондом «Сила тыла» работает на Донбассе. Сценарий я написал сам, также мне помогает мой старший товарищ Владимир Пономарев, у которого я учился в Новосибирске. Да и вся моя команда, операторы Саша Лагерев, Алена Черных и композитор Даня Балушкин, все горят этой работой, погружены в тему максимально.

В фильме, в беседах психолога с воинами, мы попытаемся раскрыть причины, почему кто-то не может устроиться в мирной жизни, как этому помочь. Вот пример – один из моих героев Олег, позывной «Лесник», живет в глухой деревушке в Курганской области. В первый раз он просто сбежал на СВО – ушел из дома за хлебом и не вернулся. Вышел из зоны боев по ранению. А у него дочь с проблемами здоровья, отсутствие работы. Мне звонит его жена Галина и говорит: «Леша, он опять ушел за хлебом!». То есть вернулся на фронт. Мы с психологом обсудили этот момент. Алина постановила – он сбежал от проблем туда, где ему все понятно, где он знает, как справляться с трудностями.

Наша задача – помочь таким, как Олег. В зоне СВО они привыкли отдавать, а когда возвращаются в мирную обстановку, в общество потребления, им сложно, порой тошно от такого противоречия.

Мы будем с каждым героем проживать какие-то моменты. Кто-то из бойцов СВО в героях картины узнает себя. Задумается – зачем он остался жив, для чего нужен в этой жизни, что может здесь сделать для себя и дать другим?

И возникла такая перекличка двух моих картин. Парни не могут вернуться с фронта, война их не отпускает. А командир мой из первого фильма, физически оставшийся на войне, через наше уважение, через нашу память и любовь как раз с войны вернулся. И он, его пример сейчас словно помогает бойцам вернуться домой. Вот такой парадокс.

Также мы разрабатываем некоммерческий бизнес-проект создания реабилитационного, социально-адаптационного центра для бойцов на Байкале. И фильм будет в поддержку этого проекта.

 

– Заработать на донбасской теме невозможно. И все же ты снимаешь свое кино…

– Я минимально тщеславен, мне не нужны престижные призы, премии. Хочу, чтобы героев, которые нас защищают, знали. Хочу показывать подрастающему поколению, что есть люди, способные на самоотдачу, на самопожертвование для защиты Родины. Они умеют отдавать бескорыстно, в том числе и свою жизнь. Я считаю, что остался жив для того, чтобы снимать эти фильмы.

 

Справка:

Алексей Лагерев – оператор, режиссер, сценарист, продюсер компании «ФАРТ-фильм». Окончил операторский факультет Новосибирского Государственного технического университета. Член Союза кинематографистов РФ. Преподавал в Иркутском филиале ВГИК и ИРНИТУ. Работал в Иркутском областном кинофонде.

Его некоторые работы:

«Дом Марии», 2014 год

«Признание», 2022 год

«Крокодилы. Путь Командира», 2023 год