03.07.2024 12:53
Рубрики
Общество
Фото
автора, и и Юлии НАЛИТОВОЙ
Теги
#гонки
Фото:
автора и и Юлии НАЛИТОВОЙ,
03.07.2024 12:53

Воздух плавился, адреналин кипел

В Иркутске состоялась одна из самых сложных автогонок России

Жара – за тридцать. На палящем солнце штурман, взмокший и грязный, пытается уложить доски, чтобы машина могла проехать, в то время как пилот сосредоточенно смотрит на трассу. Это смотрится как увлекательное кино, где финал неизвестен: кто же сумеет доехать до финиша? 28–30 июня в военно-историческом музее Александра Расторгуева прошла одна из самых сложных офф-роуд-гонок в России. Сложнее только ее название – RFC GS BAIKAL.

 

Сложная, как «Дакар»

Данный вид спорта зародился в Малайзии 27 лет назад. Сейчас гонка RFC входит в тройку сложнейших наряду с ралли «Дакар» и «Шелковый путь». С 2013 года мероприятия в формате RFC проходят и в России. С 2020 года Иркутск также «в теме».

Нынешняя гонка RFC GS BAIKAL – уже четвертая по счету. Две предыдущие проходили в районе Ново-Разводной, можно сказать «в чистом поле». И одна – на объездной дороге Ново-Ленино. В 2024 году было решено перенести гонку в военно-исторический музей Александра Расторгуева, больше известный как музей на свалке.

Здесь есть вся необходимая инфраструктура по сравнению с «чистым полем»: электричество, освещение, теплые помещения, место, где можно перекусить, душевые, сцена, а также охрана,– говорит Михаил Белов, председатель оргкомитета гонки RFC BAIKAL. – Все участники довольны, а для нас, организаторов, это очень важно! Статус RFC GS BAIKAL достаточно высок. В России есть четыре гонки, где победитель может выиграть путевку на гран-финал в Малайзии – в Челябинске, Южно-Сахалинске, Пятигорске и Иркутске.

 

Обычные против собранных в гараже

Автомобили участников делятся на категории: R4 (оригинальные) – это обычные машины, которые мы можем встретить на городских улицах. Затем идет класс R3 (стандартные), R2 (модифицированные автомобили). И, наконец, самый престижный класс в гонке – это R1. Здесь участвуют прототипы – машины, которые невозможно купить в магазине, их собирают в гаражах или больших автосервисах.

 

 

География спортсменов обширная: Иркутск, Шелехов, Братск, Якутск, Чита, Красноярск и Монголия, всего 22 участника.

Схема гонки такова: организаторы размечают спецучастки, или секции, протяженностью от 50 до 300 метров. Экипажи стартуют по одному, время учитывается. Сумма всех занятых мест выявит победителя. Для прохождения каждого спецучастка есть лимит – 15 минут, в течение которых от пилота и штурмана потребуется максимальное напряжение всех сил. Как выбрать места для трасс?

Это очень сложный процесс, – говорит Михаил Белов, – мы ездили на полигон целый месяц, каждый раз обходили пешком территорию, смотрели: вот тут может быть интересно! Если лимит времени на секцию – 15 минут, то не должно быть такого, чтобы проехать ее за две минуты или пять. Она должна быть проходима на грани лимита, чтобы адреналин играл от первой до последней секунды!

 

 

– Есть ли некий «обязательный набор» трудностей: например, вода, спуски-подъемы?

В правилах такого нет, но мы сами это понимаем: чтобы ребятам был интереснее, должны быть разные секции. Две водных, две болотных, три горки, три – на рулежку между деревьев на скорость. Есть секция, где чистый спринт – соревнования на скорость. Такое разнообразие.

В 2024 году участникам предстояло пройти 12 трасс: две в пятницу вечером, и по пять – в субботу и воскресенье. Повезло, что не было дождя – на раскисшей земле было бы гораздо сложнее. Но зато «ударила» тридцатиградусная жара.

Тем не менее секции пройдены без потерь, участники соревновались до конца. Хотя и не обошлось без переворотов. Звучит страшновато, но никто не пострадал.

У нас допускаются только машины, построенные с каркасом безопасности, – говорит Михаил Белов, – очень строгий контроль на техкомиссии: каждую машину проверяют досконально по 47 пунктам! И если хоть один пункт не будет закрыт, то дадут два-три часа на устранение недостатков. Если не устранят – машину не допускают. Поэтому все живы и здоровы!

Так что программа безо всяких сбоев шла к концу. Кто бы знал, что опасность подстерегает… в окопах!

 

 

Заключительная секция пролегала по старым окопам образца Великой Отечественной, которые в музее копали для реконструкции боев. Среди тех, кто прошел испытание, был экипаж Владимира Корчевского и Антона Дьяченко из Шелехова, выступающий в самом престижном классе R1. Но впереди еще опытный Сергей Малахов из Читы, известный как «Чара». Все с нетерпением ждут его. Сергей тоже сумел проехать непобедимый окоп, и сделал это быстрее, чем шелеховчане!

Михаил Белов пояснил:

Сергей Малахов – сам конструктор и разработчик машины. Заметили – она как сороконожка!

Позже победитель рассказал, как создавал свой вездеход:

Эта машина – прототип второй версии. Прошлую я продал и в начале 2024 года начал собирать другую ускоренными темпами. Машина практически впервые вышла на трассу, если не считать разминки.

 

– Поломки были?

– Да, было три вопроса, это заняло несколько часов, но мы все же поставили машину на ход и выиграли!

В классе R2 победили иркутяне Роман и Максим Марисовы.

Сегодня было очень жарко, душно. Секции оказались средними по сложности, спасибо организаторам, – говорит Роман.

В непростой гонке участвовал только один чисто женский экипаж – это иркутянки Наталья Грызунова (пилот) и штурман Надежда Дунаева. В своем классе они заняли третье место, обойдя мужские экипажи. До серебра не хватило чуть-чуть: на одной из секций они проиграли буквально секунду Альберту и Диане Тумановым. А выиграл в этом классе еще один семейный экипаж – Александр и Надежда Жулановы из Братска.