Выборы под наблюдением

В Общественной палате Иркутской области возобновил работу Общественный штаб по наблюдению за выборами. В регионе 8 сентября 2024 года выборы пройдут в 37 муниципальных образованиях региона. Планируется избрать 18 мэров, 32 главы и обновить состав 40 дум муниципальных образований. Всего в регионе запланировано 90 муниципальных кампаний. Из них 63 кампании составляют основные выборы и 27 – дополнительные или досрочные.

Руководить Общественным штабом по наблюдению за выборами, как и в прежние избирательные кампании, будет член Общественной палаты Иркутской области Владислав Шиндяев.

В рамках этой выборной кампании мы как члены общественного штаба по наблюдению должны следить за юридической чистотой и контролировать каждый этап. Первый из них – стадия выдвижения кандидатов, на которой мы будем следить за тем, чтобы никакие конституционные права человека, который изъявил желание быть депутатом, мэром, главой, не нарушались, и он вправе претендовать на соответствующую должность. В Иркутской области в этом году будет избираться почти 500 мандатов, – пояснил Владислав Шиндяев.

 

Конкурентно, живо, местами остро

Среди экспертов, к которым обращается Общественный штаб по наблюдению за выборами, – заслуженный юрист России, профессор, доктор юридических наук Сергей Шишкин. По его мнению, муниципальная кампания в регионе будет конкурентной, живой, а местами – острой.

Во-первых, в Иркутской области фактически идет муниципальная реформа. Да, областной закон еще не приняли, но по существу мы уже видим, что в регионе меняется структура муниципальной власти. И это не может не отразиться на муниципальных бюджетах, денег там больше не станет, а значит, представительным органам местного самоуправления будет чем заниматься. Надо будет в бюджете отстаивать каждую локацию, каждое место, каждую строчку.

Сейчас большую роль играют правоохранительные органы. Некоторые мэры не по своей воле оставили свои должности, а «скамейка запасных» короткая, особенно если речь идет об отдаленных территориях.

 

Тулун тревоги нашей

В первую очередь Тулун. После известных событий 2019 года к этой локации приковано внимание федерального центра, туда направлены огромные средства на преодоление последствий наводнения, там президент был три раза – и, казалось бы, такую непростую территорию обязательно нужно оснастить «правильной» системой муниципальной власти. И когда кто-то вдруг разрушает дамбу, забирает из нее гравий, это очевидные негативные последствия безвластия.

Или возьмем, например, город Саянск. Все мы были хорошо знакомы с Олегом Валерьевичем Боровским, и при нем проблем там не возникало. В силу известных печальных обстоятельств сейчас на выборы идет его заместитель, который десять лет с ним работал. А город там непростой, это моногород, и то, как с комбинатом Саянскхимпласт будут выстроены отношения, имеет большое значение. Я, конечно, уповаю на то, что человек, который там много лет социалкой занимался, сможет управиться нормально с городом. В конце концов, мы видим на примере Усть-Илимска, что и домохозяйка может управлять государством, но не могу не заметить, что пять лет, прошедших с выборов в Усть-Илимске, без последствий для города не обошлись. Чего стоит только одна тема усть-илимского трамвая, которая звучала на всю страну.

 

 

Немножко тревожусь насчет кампании в Усть-Илимске, даже у такого заинтересованного наблюдателя, как я, не сложилось впечатление, что в городе есть доминантная фигура, которая обеспечит управление в северном городе, занимающем четвертое место по численности населения в регионе.

По Братску Сергей Васильевич Серебренников, который идет на выборы уже в пятый раз. Он победил на предварительном голосовании в «Единой России», давно там работает. Но я уверен, что город Братск не раз еще привлечет внимание, там уже запрограммирован конфликт, потому что на выборы идет журналистка Елена Кутергина. Думаю, там будет «весело».

 

Иркутское напряжение

Напряженно будет и в Иркутске, поскольку результаты предварительного голосования устроили далеко не всех кандидатов на должность депутатов думы города Иркутска. Один за другим они заявляют, что хотят идти «самодвигами», и в первую очередь это так называемая «группа Алексея Красноштанова». Здесь тоже работает «правоохранительный фактор»: я имею ввиду задержание действующего депутата Георгия Ни. Выборы только объявили, а мы уже снова в федеральной повестке, и что-то мне подсказывает, что это не последнее событие, с которым мы прогремим, потому что выборы депутатов думы города Иркутска будут не просто конкурентными, а будет там битва не на жизнь, а на смерть.

 

 

И, несмотря на то, что Руслан Болотов уже высказался в том плане, что он готов и в новом созыве работать с нынешним составом думы, могу предположить, что будут идти незапланированные процессы, и обновится примерно 50% депутатов.

Непросто и на территории Усть-Ордынского Бурятского округа. В Баяндае мэр и его первый зам пытаются разрешить спор при помощи правоохранительных органов, что для власти совсем нехорошо. Тем временем там могут появиться и какие-то новые кандидаты, претендующие на должность главы района.

Есть определенное напряжение и в Шелеховском районе, где экс-мэр Сергей Липин настойчиво атакует действующего мэра района Максима Модина.

Словом, избирательная кампания обещает быть очень живой, со своими внутренними конфликтами и высокой степенью конкуренции. Не везде, не повсеместно, но в отдельных локациях – очень острой.