10.07.2024 12:43
Рубрики
Общество
Фото
из архива Анжелы Маркеловой
Фото:
из архива Анжелы Маркеловой
10.07.2024 12:43

Анжела Маркелова: Мне есть что сказать со сцены

Актриса Иркутского областного театра юного зрителя им. А.В. Вампилова Анжела Маркелова знакома зрителям по ролям очень разного плана. Среди них как нежные лирические героини, так и острохарактерные, и даже отрицательные образы. Однако в последние годы Анжела Маркелова все чаще успешно выступает совсем в другом амплуа – режиссера. Причем на ее счету не только спектакли, но и массовые действа. Например, она уже два года ставит Губернаторский бал, стараясь сделать это событие для выпускников Иркутской области и их родителей зрелищным и памятным.

 

– Анжела, артисты нередко переходят в режиссерскую профессию, но все-таки кем вы себя больше ощущаете?

– Наверное, актрисой. Параллельно я преподаю в киношколе и в театральной студии иркутского театра «Новая драма». А так как преподавать без режиссерских навыков невозможно, пробую свои силы в этом направлении. Кроме того, у меня есть потребность донести до зрителей свое видение какой-то темы, ведь я работаю в театре уже более 25 лет. А началось все с того, что мой эскиз к спектаклю «Это все она?», показанный на «Режиссерской лаборатории», занял одно из призовых мест и в итоге стал полноценным спектаклем. Потом я поступила в Петербургский институт культуры на режиссуру, но жизненные обстоятельства сложились так, что продолжить обучение не получилось.

 

– Вы уже два года выступаете режиссером-постановщиком Губернаторского бала. И хотя считается, что массовые действа ставить проще, чем спектакль, мне кажется, это, наоборот, задача со звездочкой.

– На мой взгляд, подход к постановке как спектакля, так и массового мероприятия должен быть одинаково серьезным. Но сложность в том, что над спектаклем ты работаешь как минимум месяц, а здесь все приходится делать буквально за считанные дни. Конечно, массовое мероприятие – это больше шоу, немного другой жанр, чем спектакль. Но здесь также нужно искренне и хорошо делать свою работу.

 

– Трудно ли было работать над Губернаторским балом?

– И легко, и трудно. Например, с профессиональными актерами работалось очень светло, тепло, атмосферно. Мы понимали друг друга буквально с полуслова. С детьми, которые занимаются в хореографических студиях, были сложности, но мы их быстро преодолели, ведь ребята умеют слушать. Очень комфортно оказалось работать с семьей губернатора. Нужно отметить, что Игорь Иванович Кобзев с супругой и детьми приезжали на репетиции абсолютно подготовленными и всегда вовремя. И это очень приятно, ведь дисциплина в нашей профессии – основополагающее качество.

По сценарию, губернатор выступил в качестве капитана большого корабля под названием «Иркутская область». А дети как бы играли самих себя, но в то же время – это все-таки были придуманные роли. В общем, все сработали замечательно!

Большая помощь в техническом плане в проведении была оказана директором Иркутского ТЮЗа Виктором Степановичем Токаревым. Важная составляющая замысла постановки легла на балетмейстера нашего театра Юлию Федорову. В общем, у нас собралась отличная команда. И если честно, мне даже немного не хватает этой атмосферы, ведь во время работы все становятся одной семьей. Но впереди новые проекты.

 

– Над чем будете работать в ближайшее время?

– Директор Центра имени Александра Вампилова Галина Анатольевна Солуянова попросила меня сделать постановку ко дню рождения драматурга в 2025 году. Это уже не первый наш опыт сотрудничества, в прошлый раз мы ставили пластическо-стихотворный спектакль «Август». Мне очень близка драматургия Вампилова.

 

– Видимо, еще и поэтому вашу роль Астафьевой в спектакле «Дом окнами в поле» отметили на Международном фестивале «ПостЕфремовское пространство» как лучшую женскую. Как вы пришли в актерскую профессию?

– Я родилась в городе Алма-Ата в Казахстане. И первая моя театральная студия была при Театре для детей и юношества имени Наталии Сац. Туда мне посоветовала пойти мама, когда я училась в девятом классе. Был кастинг, который я успешно прошла. Моим педагогом стал известный в Иркутске режиссер Борис Николаевич Преображенский. Вторым педагогом – народный артист Казахстана Гавриил Бойченко. Его дочь, актриса Оксана Бойченко сейчас работает в нашем театре. Театральный мир очень тесен.

 

– А как вы оказались в Иркутске?

– Как раз благодаря Оксане Бойченко. Она поступила в Иркутское театральное училище, и когда приезжала домой, рассказывала о том, как там здорово, и какие сильные педагоги. А так как я решила, что стану актрисой, то приехала сюда. Кстати, больше никаких знакомых у меня здесь не было. Приехала поздно, в августе, но меня взяли в дополнительный набор на курс, а потом перевели на повышенную стипендию, потому что училась хорошо. Я очень благодарна своим учителям Валентине Александровне Дуловой, Наталье Васильевне Королевой и Виталию Константиновичу Венгеру – настоящим мастерам, которые всему меня научили.

 

– Почему выбрали именно ТЮЗ?

– Я планировала поехать поступать в Москву. Но все так сложилось, что режиссер Александр Валерьянович Ищенко пригласил меня в свой спектакль «Пеппи Длинныйчулок» на главную роль. Это был мой дебют на сцене ТЮЗа. Потом меня позвали работать в театр, и я осталась.

 

– Какие роли вам особенно дороги?

– Я очень люблю камерную сцену, предпочитаю ее большим залам. Мне кажется, что я актриса тихого звучания. Был такой спектакль «Пора тополиного пуха», который ставил Александр Булдаков. Там мы работали вдвоем с Димой Ивановым. Еще мне дорог образ Астафьевой в спектакле «Дом окнами в поле». Очень люблю роль Настены в спектакле «Живи и помни» по повести Валентина Распутина. Нравится роль Евлампии в спектакле «Степной король Лир». В постановке Александра Гречмана «Уроки французского» у меня эпизодическая, но тоже очень любимая роль мамы.