БАМ глазами художников

Открытые юные лица, античные фигуры, тяжелые трудовые будни и величественные пейзажи сибирской природы – все это можно увидеть на выставке «Магистраль. К 50-летию БАМа». Она открылась в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. В экспозиции – более 100 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также предметы, отображающие историю строительства Байкало-Амурской магистрали.

 

 

Вы – великие люди!

Наш музей, обладая уникальной коллекцией изобразительного искусства о строительстве БАМа, не мог остаться в стороне от юбилейных мероприятий. Сегодня среди гостей присутствуют строители магистрали, и эту выставку мы посвящаем им, – отметила на открытии директор Иркутского художественного музея Наталья Сысоева.

 

 

Основу экспозиции составили произведения из фондов музея и мастерских художников. Ее также дополнили предметы, отражающие историю БАМа и Транссиба из фондов «Музея истории ВСЖД».

Это была великая стройка, а вы – великие люди! – обратился к гостям выставки заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги Александр Парщиков. – В Северобайкальске в краеведческом музее есть бытовка, в которой проживали две семьи. Когда я спросил у ветеранов БАМа: «Как вы могли жить в этом вагончике?», они мне ответили: «Мы не только жили, мы работали и веселились». Сегодняшние бамовцы уже не спят в палатках, у них все благоустроено. Когда все перевозки развернулись на Восток, и БАМ нужен стране, ваш вклад в развитие страны трудно переоценить.

 

Бригадир лесорубов и другие герои

На выставке можно увидеть портреты молодых людей, которые по комсомольским путевкам поехали в далекую Сибирь и на Дальний Восток строить одну из самых протяженных дорог.

Герой одного из портретов – Александр Самонов – в этот день присутствовал на открытии выставки. Именно его, молодого комсомольца в своей графической работе «Бригадир лесорубов» запечатлел художник Анатолий Аносов.

 

 

Вы знаете, я даже не помню, когда художник создавал этот портрет, – признается Александр Самонов, рассматривая графическое произведение. – Наш отряд – 29 человек – 9 мая 1975 года забросили на вертолетах в Кунерму. К тому времени ездить в Магистральный и Звездный считалось уже неинтересным, и творческие люди старались попасть на более труднодоступные участки БАМа.

Александр Самонов рассказал, что в Кунерму постоянно приезжали художники, корреспонденты, поэты. Был даже Евгений Евтушенко, который после смены рассказывал им какие-то интересные истории и читал стихи. Герой произведения предполагает, что Анатолий Аносов тогда сделал какие-то наброски и улетел, а над самой линогравюрой работал уже в Иркутске.

Когда начался набор второго иркутского отряда, я уже жил в Ангарске, – рассказал Александр Самонов. – Приехал туда после армии с Украины к родственникам жены. Работал в электросетях. Подал заявку в горком партии, там начался отбор. И был очень рад, когда узнал, что мою кандидатуру одобрили. Ведь тогда мы были молодыми и никаких трудностей не боялись.

 

 

В графической серии Анатолия Аносова можно увидеть и других представителей рабочих профессий. На портретах изображены настоящие романтики. Художнику удалось средствами графики передать и их горящий взор, и при помощи фона отразить специальность. А на масштабном шестиметровом полотне Лидии Куклис-Шестаковой «Дорога» строители БАМа, которые укладывают рельсы, предстают настоящими античными героями. Загорелые и полуобнаженные тела мужчин на золотисто-желтом фоне, изображенные в свете заходящего солнца, выглядят величественно и монументально. Картину специально отреставрировали к выставке.

 

Третьяковская галерея на БАМе

Большинство работ на выставке были созданы художниками Иркутской области во время работы в творческих командировках на участках Байкало-Амурской магистрали.

Можно сказать, что это одна из последних больших тем в искусстве советских художников, – рассказала заведующая отделом зарубежного, русского и современного искусства Анна Потапова. – Они работали бок о бок со строителями и жили в тех же сложных условиях. Как рассказывал художник Евтихий Конев, их палатка с Валентином Архиповым быстро получила название «Третьяковская галерея», потому что туда приходили строители поговорить об искусстве. Там художники показывали им репродукции различных картин, писали портреты строителей.

 

 

Первые выставки открывались прямо в бамовских поселках. Однако официальной крупной экспозицией на эту тему стала республиканская выставка «Мы строим БАМ». Она открылась в Улан-Удэ в 1975 году. На ней также были представлены несколько картин, которые можно увидеть в залах художественного музея. Среди них работа Владимира Жемерикина «Серебряные рельсы». На полотне изображен момент стыковки малого БАМа: линии Бамовская – Тында – Беркакит. Также здесь представлены картины Виталия Рогаля «Дорога к океану», серии графических работ Александра Муравьева «Строительство тоннеля», «Строители», «На глубине 125 метров», офорты Александра Шипицына, акварели Александра Шелтунова.

В экспозиции можно увидеть скульптуру Евгения Скачкова, картину Виталия Смагина «БАМ шагает», «Портрет фотокорреспондента ТАСС Минеева» Анатолия Алексеева, полотно Виталия Рогаля «Цветы матери». В отдельной витрине также представлены графические работы художника Ильи Глазунова.

Илья Глазунов тоже побывал на БАМе, создал большое количество графических и живописных работ, – рассказала Анна Потапова. – У него есть прекрасные портреты бамовцев, в которых выражен дух времени. В нашем музее в конце 1980-х прошла большая выставка Глазунова, и после нее он подарил нам эти наброски.