«Евгений Онегин» в Тальцах

В Приангарье состоялся Фестиваль русской оперы

Летним вечером под вуалью белоснежных занавесок в декорациях старинного острога развернулась настоящая любовная драма. 6 и 7 июля в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского по мотивам одноименной поэмы Александра Пушкина. Событие, которое посвятили 225-летию со дня рождения великого поэта, стало завершающим аккордом в программе IV Фестиваля русской оперы.

 

Праздник русской оперы

Фестиваль открылся в «Тальцах» 29 июня. На сцене Илимского острога состоялся гала-концерт, на котором вместе с Губернаторским симфоническим оркестром и Театром хоровой музыки Иркутской областной филармонии выступили солисты Анастасия Суркова (Санк-Петербург), Дарья Шувалова (Новосибирск), народная артистка Республики Бурятия Ольга Жигмитова, Рустам Бурибоев (Москва), Евгений Бовыкин (Екатеринбург).

Идея проведения фестиваля принадлежит художественному руководителю нашего оркестра Илмару Лапиньшу, она возникла благодаря атмосфере музея Тальцы, – рассказала министр культуры Иркутской области Олеся Полунина. – Живописные экспозиции выступают прекрасными декорациями к русским операм и погружают в атмосферу ушедшей эпохи.

В программе гала-концерта прозвучали «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», романс «День ли царит» и Ариозо Воина из кантаты «Москва». Во втором отделении были исполнены симфонические антракты из опер «Псковитянка» и «Иван Сусанин». Напомним, организаторами Фестиваля русской оперы выступают правительство региона, министерство культуры Приангарья и Иркутская областная филармония.

 

Академический опен-эйр

Премьера «Евгения Онегина» прошла с большим успехом, хотя дирижер-постановщик оперы Илья Дербилов успел порепетировать с Губернаторским симфоническим оркестром всего один раз, за час до события.

 

 

Я должен был прилететь 5 июля, но из-за погодных условий я 30 часов провел в разных аэропортах и прилетел в Иркутск только в день премьеры в семь часов утра, – сообщил художественный руководитель и главный дирижер Вятского симфонического оркестра им. В.А. Раевского Илья Дербилов. – Конечно, большую подготовительную работу к премьере провели художественный руководитель оркестра Илмар Лапиньш и дирижер Максим Качалов. Но нужно отметить, что с иркутским оркестром я выступал достаточно много. Это замечательный, сыгранный коллектив с большими традициями.

На качестве исполнения данный факт никак не сказался. А вот небольших технических помарок в работе оборудования было не избежать. Впрочем, и это не испортило впечатления от качественно сделанной постановки. Режиссером оперы выступила бывший главный режиссер Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского, а ныне москвичка – Наталья Печерская. Сдержанную, но символичную сценографию придумал главный художник Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова Александр Плинт. Кстати, природные декорации тоже не подвели. В то время как в опере Татьяна встречала рассвет, солнце клонилось к закату, создавая ощущение утренней зари. А когда лирическая героиня писала письмо Онегину, вокруг нее кружила бабочка. Действующими лицами оперы то и дело становились ветер и птицы.

 

 

Драма судеб

История создания оперы «Евгений Онегин» известна широко, – рассказала зрителям музыковед Ольга Чиркова. – В мае 1877 года Петр Ильич Чайковский писал своему брату Модесту о том, что к нему в руки попал сюжет «Евгения Онегина», и он загорелся идеей создать оперу. Уже в июне были закончены первые три картины. А в июле композитор женился на своей студентке Антонине Милюковой, которая как пушкинская Татьяна написала ему письмо с признанием в любви. Но прожили они вместе около трех недель, а потом композитор осознал, что произошла ошибка. Ему стало нестерпимо больно. Последовал нервный кризис, и композитор отправился в Швейцарию, а затем в Италию. Все эти события происходили во время работы над оперой, они так или иначе повлияли на то, что Чайковский писал это произведение на одном дыхании. Словно сама душа композитора говорила звуками этого произведения.

 

 

Главные партии в опере исполнили солисты лучших российских театров. Помещицу Ларину спела меццо-сопрано Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Юлия Шагдурова. Няню сыграла сопрано Иркутской областной филармонии Елена Бутырина. Роль Татьяны в разных составах исполнили сопрано Московского музыкального театра «Геликон-опера» Лидия Светозарова и уроженка Иркутска, студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Анастасия Суркова. Артисткам в полной мере удалось выразить чистый и трогательный, но преисполненный внутренней силы и гордости образ лирической героини.

Больше всего Чайковскому был близок образ Татьяны, которая в начале оперы предстает перед нами страстной и влюбленной девушкой, а в конце ее чувства сдержанны, – отметила Ольга Чиркова. – Многое, что не было сказано Пушкиным в поэме, доносит до нас музыка Чайковского. Читая роман, мы замечаем ироничные строки, которых не могло быть в музыке композитора – истинного романтика, поэта русской души. Поэтому Ленский, который часто на страницах романа предстает перед нами в ироничном тоне, здесь обретает черты типичного романтика, каким и был сам Петр Ильич. Герои пушкинской драмы обретают в музыке композитора иную жизнь, свое новое продолжение, и мы замечаем, как семь картин оперы раскрывает семь этапов развития чувств каждого из них. Хотя опера была названа «лирические сцены», по сути это подлинная драма судеб.

 

 

Образ жизнерадостной и ветреной Ольги воплотила на сцене народная артистка Бурятии меццо-сопрано Ольга Жигмитова. Партию пылкого влюбленного Ленского спел тенор Центра оперного пения имени Галины Вишневской Рустам Бурибоев. Рано внутренне постаревшего и уставшего от жизни Онегина исполнил сербский баритон Желько Адрич. Зрители по достоинству оценили красоту голосов и игру артистов, а в финале аплодировали им стоя.

«Евгений Онегин» есть в репертуаре большинства оперных театров, но у всех он немного разный, – отметил Илья Дербилов. – Наша версия – классическая. При этом герои Пушкина разговаривают на том языке, на котором сейчас общаются все интеллигентные люди. Отсюда эта изумительная живость повествования и удивительная современность его произведений.