Расписной Илим

В Усть-Илимске мастера создали свой стиль художественной росписи

Иван-чай, клевер и ромашки расцветают на досках, тарелках и даже спортивном инвентаре – в Усть-Илимской школе народных ремесел все желающие могут запечатлеть красоту летней тайги. Илимская роспись – молодой, но уже узнаваемый стиль, постепенно выходит за пределы малой родины. В чем особенность стиля и какой путь прошли его основатели, «Областной» рассказала народный мастер Иркутской области Елена Михеенкова.

 

Школа народных ремесел

Ровно 40 лет Елена Михеенкова переехала в Усть-Илимск. Окончив архитектурный факультет политеха, она получила распределение на работу в отдел главного архитектора Усть-Илимского горисполкома. Кроме профессионального образования у нее за плечами была художественная школа.

Работа нам очень нравилась, а по пятницам главный архитектор разрешил заниматься творчеством. Тогда впервые начали расписывать доски – в то время они назывались товарами народного потребления, которые должно было выпускать каждое предприятие. Наш лесодеревообрабатывающий комплекс выпускал доски, толкушки для кухонь. Мы покупали и разрисовали, даже отправляли на выставки. Мне нравилось делать зарисовки трав и цветов, которые растут в Усть-Илимске, – вспоминает Елена Николаевна.

 

 

Наступила перестройка и подругам-архитекторам: Елене Михеенковой, Татьяне Бузиной и Татьяне Комчиной пришлось менять свою жизнь.

Возникла идея с росписью. Вскоре начальник управления культуры поехала в Москву и повезла сувениры, созданные по мотивам Хохломы, Городца. Это были крепкие работы, но они не понравились. Сказали: «Причем тут вы и Городец с Хохломой?».

По мнению собеседницы, свое направление формируется десятилетиями, иногда и сотнями лет, и не тремя подругами, а династиями, порой целыми деревнями. «Но деваться было некуда, надо было изобретать что-то свое».

Начались поиски собственного стиля.

 

Розовый город

Мы вернулись к зарисовкам, как потом назвали их «куртинка» – это растущие цветы, не сорванные, композиция, словно выхваченная из тайги. Потребовалось лет 25, чтобы выйти на свое направление.

За основу молодые педагоги взяли Урало-Сибирскую роспись – старинный народный промысел. Некогда целые деревни вдоль Ангары руками пришлых мастеров были расписаны цветами и птицами, но при вводе Усть-Илимской ГЭС ряд деревень ушли под воду. Единственным напоминанием о бытовавшем в ангарских деревнях художественном стиле стала прялка, подаренная школе народных ремесел старожилами.

 

 

Когда деревни пошли под затопление, о сохранении росписей уже никто не думал. Даже у нас в краеведческом музее не оказалось ни одного расписного предмета с тех времен. Однако в школьном музее сохранилась расписная прялка. Хозяева пытались ее почистить и соскоблили половину росписи. Наверное, ей больше ста лет, – говорит Елена Михеенкова. – Урало-Сибирская роспись ближе нам и территориально, и по духу. Начали появляться первые работы, впоследствии названные Илимской росписью – зарисовка сибирской растительности, ягод в технике двойного мазка. Это техника росписи, при которой на кисть набирается сразу два и более цвета.

Отличительной особенностью Илимской росписи стала не только сибирская флора и двойной мазок, но и деревянная основа, а именно сосна. Чаще всего, отмечает Елена Николаевна, в росписи используются береза, липа и осина, их грунтуют и только после этого наносят рисунок. Народный мастер же учит включать дерево в композицию, не скрывая рисунка древесных волокон.

Усть-Илимск у меня связан с иван-чаем: приехав в 1984 году в июле, ощущение было, город розового цвета. Повсюду рос иван-чай и очень много ограждений, лоджий, балконов, выкрашенных в оттенки розово-коричневого, поэтому цветок легко лег в руки и на доски. Хочу сказать, что мы не привязываемся сильно ко времени года.

 

Вдохновение под окном

Иван-чай, ромашка, полевая герань, лютик, клевер, а по соседству брусника, рябина, шиповник и молодые шишки лиственницы – все это растет через дорогу от дома Елены Михеенковой. Усть-Илимск – город, построенный посреди сибирской тайги, и, как говорит наша собеседница, далеко за вдохновением ходить не надо: «Все то, что мы изображаем, у нас всегда перед глазами».

 

 

В настоящее время в разработке у мастера находится жарок – один из символов Приангарья:

Он легко в руки не дается, нельзя в росписи, как в живописи, мазками хаотично изобразить, его нужно именно построить. Есть несколько вариантов, но пока они не устраивают, – рассказывает Елена Михеенкова.

Илимская роспись цветет не только на деревянной посуде: педагоги и ученики школы народных ремесел экспериментируют, расписывают чемоданы, обувь и даже скатерти. Есть и швейная машинка, утюг и ящик с инструментами. Правда, они тоже деревянные, сделанные Владимиром Сагайдачным.

Владимир – наш выпускник, великолепный мастер-резчик, как раньше говорили, краснодеревщик. Даже без росписи эти предметы уже произведения искусства, – отмечает народный мастер.

 

 

Продвигать Илимскую роспись Елене Николаевне помогают ее ученицы, народные мастера Иркутской области, посвятившие не одно десятилетие освоению техники. Наталья Зинченко и Елена Волк – новые мастера в технике Илимской росписи. Они же подготовили методические иллюстрации для пособия Елены Николаевны «Илимская роспись: рождение сибирского колорита», увидевшего свет в 2023 году.

Сегодня нет рядом моих подруг-коллег, так сложилась жизнь, но у меня есть две ученицы: Елена Волк и Наталья Зинченко, которые имеют большой стаж – по 20 лет в росписи. Наталья раньше начала вместе со мной заниматься росписью, Елена Анатольевна работает самостоятельно, как мастер, ищет разные варианты. Сегодня нас снова трое, а учеников, работающих в Илимской росписи, более двадцати. Кто-то только начал, а кто-то лет по 10 рисует. Есть семьи, которые ходят на роспись. Что меня поразило, в этом году случился бум желающих. Может быть, наше настроение передалось, может быть, от того, что появилось пособие и проводились курсы по росписи.

 

Сердце Илима

Елена Михеенкова уверена – у Илимской росписи есть все шансы стать одним из новых символов Иркутской области наравне с другими народными промыслами, ассоциирующимися с регионом. Первое знакомство иркутян с Илимской росписью произошло пять лет назад на мастер-классе в доме народного творчества. В этом году передвижная выставка «Илимское разноцветье» знакомит жителей Приангарья с техникой и историей росписи, проводятся мастер-классы.

Илимская роспись вышла за пределы района и даже области, – говорит Елена Николаевна. – В прошлом году Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс» организовала областные курсы по Илимской росписи. С Еленой Анатольевной Волк мы сделали персональную выставку в Доме Рогаля в Иркутске, затем в Ангарске. Сегодня наша выставка переезжает в Хомутово, а после – в Саянск.

В 2023 году Илимская роспись побывала на Форуме России и Беларуси, а недавно на выставке «Россия» на ВДНХ в Москве: Елена Волк в течение недели проводила мастер-классы «Сердце Илима». Любой желающий мог расписать деревянное сердце сибирским разнотравьем.

В Чуне в доме народного творчества работает Анна Черная, она много рисует подобного, у нее свой подход, но и в ее работах чувствуется дыхание Илимской росписи. Сам мастер по-своему изображает растения, и это не возбраняется, хотя обычно наоборот: требуется строгое соблюдение канонов. Наша задача, чтобы Илимская роспись не оставалась в стенах только нашей школы.