Усть-Илимские мастера создали свой стиль художественной росписи
Иван-чай, клевер и ромашки расцветают на досках, тарелках и даже спортивном инвентаре – в Усть-Илимской школе народных ремесел все желающие могут запечатлеть красоту летней тайги. Илимская роспись – молодой, но уже узнаваемый стиль. Народный мастер Иркутской области Елена Михеенкова рассказала, в чем особенность стиля и какой путь прошли его основатели.
Елена Михеенкова переехала в Усть-Илимск 40 лет назад, окончив архитектурный факультет политеха и получив распределение на работу в отдел главного архитектора Усть-Илимского горисполкома. Кроме профессионального образования у нее за плечами была художественная школа.
– Работа нам очень нравилась, а по пятницам главный архитектор разрешил заниматься творчеством. Тогда впервые начали расписывать доски – в то время они назывались товарами народного потребления, которые должно было выпускать каждое предприятие. Наш лесодеревообрабатывающий комплекс выпускал доски, толкушки для кухонь. Мы покупали и разрисовали, даже отправляли на выставки. Мне нравилось делать зарисовки трав и цветов, которые растут в Усть-Илимске, – вспоминает Елена Николаевна.
Наступила перестройка и подругам-архитекторам: Елене Михеенковой, Татьяне Бузиной и Татьяне Комчиной пришлось менять свою жизнь. Они решили связать свою жизнь с росписью. Начальник управления культуры поехала в Москву и повезла сувениры, созданные по мотивам Хохломы, Городца. Это были сильные работы, но они не понравились. Сказали: «Причем тут вы и Городец с Хохломой?». По мнению собеседницы, свое направление формируется десятилетиями, иногда и сотнями лет, и не тремя подругами, а династиями, порой целыми деревнями. Но деваться было некуда, надо было изобретать что-то свое. Начались поиски собственного стиля.
Они вернулись к зарисовкам, как потом назвали их «куртинка» – это растущие цветы, не сорванные, композиция, словно выхваченная из тайги. Потребовалось лет 25, чтобы выйти на свое направление. За основу взяли Урало-Сибирскую роспись – старинный народный промысел. Некогда целые деревни вдоль Ангары были расписаны цветами и птицами, но при вводе Усть-Илимской ГЭС ряд деревень ушли под воду. Единственным напоминанием о художественном стиле стала прялка, подаренная школе народных ремесел старожилами.
– Когда деревни пошли под затопление, о сохранении росписей уже никто не думал. Даже у нас в краеведческом музее не оказалось ни одного расписного предмета с тех времен. Однако в школьном музее сохранилась расписная прялка. Хозяева пытались ее почистить и соскоблили половину росписи. Наверное, ей больше ста лет. Урало-Сибирская роспись ближе нам и территориально, и по духу. Начали появляться первые работы, впоследствии названные Илимской росписью – зарисовка сибирской растительности, ягод в технике двойного мазка. Это техника росписи, при которой на кисть набирается сразу два и более цвета,– говорит Елена Михеенкова.
Отличительной особенностью Илимской росписи стали сибирская флора, двойной мазок, но и деревянная основа. Чаще всего в росписи используются береза, липа и осина, их грунтуют и только после этого наносят рисунок. Народный мастер же учит включать дерево в композицию, не скрывая рисунка древесных волокон.
Иван-чай, ромашка, полевая герань, лютик, клевер, брусника, рябина, шиповник и молодые шишки лиственницы – все это растет через дорогу от дома Елены Михеенковой. Усть-Илимск – город, построенный посреди сибирской тайги, и, как говорит наша собеседница, далеко за вдохновением ходить не надо – все перед глазами. Сейчас в разработке у мастера находится жарок – один из символов Иркутской области:
– Он легко в руки не дается, нельзя в росписи, как в живописи, мазками хаотично изобразить, его нужно именно построить. Есть несколько вариантов, но пока они не устраивают, – рассказывает Елена Михеенкова.
Илимская роспись цветет не только на деревянной посуде: педагоги и ученики школы народных ремесел экспериментируют, расписывают чемоданы, обувь и даже скатерти. Есть швейная машинка, утюг и ящик с инструментами. Они тоже деревянные.
Продвигать Илимскую роспись Елене Николаевне помогают ее ученицы, народные мастера Иркутской области, посвятившие не одно десятилетие освоению техники. Наталья Зинченко и Елена Волк – новые мастера в технике Илимской росписи. Они же подготовили методические иллюстрации для пособия Елены Николаевны «Илимская роспись: рождение сибирского колорита», увидевшего свет в 2023 году.
– Сегодня нет рядом моих подруг-коллег, так сложилась жизнь, но у меня есть две ученицы: Елена Волк и Наталья Зинченко, которые имеют большой стаж – по 20 лет в росписи. Наталья раньше начала вместе со мной заниматься росписью, Елена Анатольевна работает самостоятельно, как мастер, ищет разные варианты. Сегодня нас снова трое, а учеников, работающих в Илимской росписи, более двадцати. Кто-то только начал, а кто-то лет по 10 рисует. Есть семьи, которые ходят на роспись. Что меня поразило, в этом году случился бум желающих. Может быть, наше настроение передалось, может быть, от того, что появилось пособие и проводились курсы по росписи, – поделилась Елена Михеенкова.
Мастер уверена – у Илимской росписи есть все шансы стать одним из новых символов Иркутской области наравне с другими народными промыслами, ассоциирующимися с регионом. Первое знакомство иркутян с Илимской росписью произошло пять лет назад на мастер-классе в доме народного творчества. В этом году передвижная выставка «Илимское разноцветье» знакомит жителей региона с техникой и историей росписи, проводятся мастер-классы.
– Илимская роспись вышла за пределы района и даже области. В прошлом году Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс» организовала областные курсы по Илимской росписи. С Еленой Анатольевной Волк мы сделали персональную выставку в Доме Рогаля в Иркутске, затем в Ангарске. Сегодня наша выставка переезжает в Хомутово, а после – в Саянск, – говорит Елена Николаевна.
В 2023 году Илимская роспись побывала на Форуме России и Беларуси, а недавно на выставке «Россия» на ВДНХ в Москве: Елена Волк в течение недели проводила мастер-классы «Сердце Илима». Любой желающий мог расписать деревянное сердце сибирским разнотравьем.
– В Чуне в доме народного творчества работает Анна Черная, она много рисует подобного, у нее свой подход, но и в ее работах чувствуется дыхание Илимской росписи. Сам мастер по-своему изображает растения, и это не возбраняется, хотя обычно наоборот: требуется строгое соблюдение канонов. Наша задача, чтобы Илимская роспись не оставалась в стенах только нашей школы, – говорит Елена Михеенкова