Весь мир на ладони
Жительница Слюдянского района покорила Эльбрус и водрузила там флаг малой родины
Преодолеть собственные сомнения и капризы природы. Елена Демидова из Слюдянки в составе группы альпинистов-любителей из Москвы, Забайкальского края и Иркутской области совершила восхождение на западную вершину Эльбруса. Десятичасовой подъем к облакам стал фактически личным подвигом и покорением самой высокой горы Европы.
Признак мастерства и класса
Эльбрус – горная вершина на Кавказе высотой 5642 метра – высочайший пик европейского континента и классика отечественного альпинизма. Для альпинистов-профессионалов восхождение на Эльбрус – суперцель, признак высокого мастерства и класса.
До покорения этого пика в жизни Елены были скальник Витязь, горный хребет Хамар-Дабан, трехтысячник Мунку-Сардык (3491 метр). Это сложная, «категорийная» гора, по оценке любителей спортивного горного туризма. Подъем на нее воспитывает волю и характер.
– Треккингом, горным восхождением, я увлеклась с 2020 года, после того, как вышла из декрета. Полюбила походы, подобралась компания, мы начали ходить по местности. Восточные Саяны, Аршан, пик Любви. Ходили в горы весной, зимой и летом. Четвертый год подряд езжу в район Мунку-Сардыка. Там проходим кольцевые, обзорные маршруты. Два года назад стала задумываться, что есть вершины и повыше. Много смотрела документальную, художественную, любительскую съемку о горных восхождениях. Мне это нравилось, казалось интересным. Я удивлялась людям, которые ходят на тысячники. Казалось, это сверхлюди, а для меня это просто нереально и не по силам. Но постепенно стала проскальзывать мысль – почему бы и не попробовать самой.
– Как шла подготовка к штурму Эльбруса?
– 4 сентября 2023 года я узнала, что знакомый инструктор набирает группу для этого похода. Позвонила, записалась. Началась плотная подготовка. Физическая активность у меня в порядке, поскольку были походы, восхождения. Конкретно с 4 сентября себе завела блокнот, в котором расписала график тренировок. Три раза в неделю силовые тренировки, с весны – беговая дорожка, апрель-май – бег, велосипед. Расписала снаряжение – чего докупить, какие медикаменты должны быть в аптечке. Мы прилетели в Минводы, оттуда в Приэльбрусье и уже там со стороны Поляны стали подниматься.
Подъем к вершине
– Как проходило восхождение?
– Подготовка к восхождению заняла семь дней, – вспоминает Елена. – Все желающие подняться на Эльбрус проходят предварительную адаптацию на разных высотах. Каждый день мы совершали небольшие восхождения – поднимемся на несколько сотен метров и вниз, чтобы организм привыкал к разряженному горному воздуху. Для акклиматизации и расчета собственных сил у нас было несколько выходов – сперва на высоту 3400, потом чуть выше – 3700.
Затем из населенного пункта Терскол был очередной подъем. К слову, с ледника Терскол открывается отличная панорама на Терскольское ущелье, горы Чегет, Когутай и, конечно, сам Эльбрус. Проводя высотную акклиматизацию, группа поднималась все выше, чтобы почувствовать уровень кислорода на очередной высоте. После высоты 4150 пришлось подняться еще на 1000 метров. А 17 июня 2024 года группа пошла на штурм вершины.
– Мы шли очень медленно, – рассказывает Елена. – Сам подъем к конечной вершине занял 10 часов. Ближе к пятитысячнику у меня разболелась голова. В горах это обычное дело – при восхождении придется столкнуться «с горной болезнью» – головной болью, тошнотой, вялостью, сонливостью.
За свое состояние девушка, конечно, переживала – это была ее самая высокая вершина. Но кроме головной боли, других симптомов не было – горы приняли ее как свою.
Погода при восхожении не баловала – путь преграждал сильный ветер. Он в горах бывает такой, что небо сливается с землей, и за полметра уже ничего не видно. Сильные порывы сдувают людей, как пушинки. Группу сопровождала сильная метель, и даже встал вопрос – не повернуть ли назад? Но гиды были опытные, группа – сильной. И решено было продолжать восхождение.
По снегу и льду ребята шли друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Несмотря на остановки, сил на подъем было потрачено предостаточно.
Последние метры Елене дались легче, чем некоторым. Несколько человек, участвовавших в подъеме, от похода вверх отказались. Были и такие, кого из альпинистской солидарности коллеги просто затаскивали за собой. Что касается Елены, сказалось давнее внутреннее правило – когда до вершины остаются заветные метры, внутри словно включается дополнительный резерв, внутренний моторчик.
– Я шла быстрее гидов и всей остальной группы. В группе с нами были ребята из Иркутска, Читы. И, наконец, я поднялась на вершину. А там ветер сносил с ног, приходилось делать упор на ледоруб, то есть опираться на три точки, чтобы не сдуло очередным порывом, – рассказывает наша героиня. – И вот вершина, как твое личное достижение, как вознаграждение за проделанный путь.
Каждый год Эльбрус штурмуют тысячи людей, но покоряется он далеко не всем.
Достать до облаков
Елена стояла там, где рукой можно достать до облаков. «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем», писал про такие минуты Владимир Высоцкий. Некоторые мужчины даже плачут наверху от ранее неиспытанных чувств. А у нее первой эмоцией было изумление – неужели смогла, неужели дошла?
– Я прослезилась от восторга, когда поднялась на вершину. Там был один парень, который самостоятельно заходил на Эльбрус. Мы с ним друг друга поздравили, уже был взрыв радости, улыбка до ушей. Пыталась записать на видео свои первые впечатления, но сильный ветер не дал этого сделать. Мы все радовались, обнимались! На вершине я водрузила флаг Слюдянского района, мне помог один из альпинистов.
Спуск прошел довольно быстро, буквально за два часа. Елена и еще один молодой человек шли вперед, инструктор их спокойно отпустил, потому что был уверен в этом тандеме. Погода уже радовала, а небо над головой было празднично голубым.
На спуске опять к глазам подступили слезы, может быть, от ветра или потому, что было грустно расставаться с мечтой.
– Елена, какие планы? Главная вершина впереди?
– Я главный специалист отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации Слюдянского района. И, конечно, я за популяризацию в районе спорта, делаю это, в том числе, и своим примером. Работы в этом направлении много. Что касается новых восхождений, после Эльбруса на душе небольшая пустота. Так бывает, когда цель достигнута. Но многодневные походы, треккинги будут продолжены. А новую вершину я пока для себя еще не выбрала.
Что заставляет человека идти в холодные горы, где лишь камень, лед и снег? Зачем люди поднимаются к облакам, испытывая лишения и восторг? Может, потому, что высота проверяет лично тебя на надежность и характер. Есть уверенность, что про Елену, с ее характером и мечтой о новых восхождениях, мы еще услышим.