Джаз над Ангарой

На этой площадке соединились история, культура и музыка. Первый Всероссийский молодежный фестиваль-форум «Ангара-Джаз» прошел в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». Под открытым небом выступили более 100 молодых джазовых музыкантов со всей России. Звездами фестиваля стали саксофонист Игорь Бутман, Московский джазовый оркестр, австралийская певица Фантине, а также заслуженный артист России Леонид Агутин.

 

Трамплин для молодых музыкантов

Всероссийский фестиваль-форум «Ангара-Джаз» собрал в «Тальцах» более 15 тыс. человек. На сцене, расположенной на берегу Ангары, выступили больше ста джазовых исполнителей от 18 до 35 лет со всей России, которые прошли конкурсный отбор. Изначально музыкантов, желающих поучаствовать в этом событии, было больше 500.

 

 

Как отметил на открытии фестиваля губернатор Игорь Кобзев, эта площадка должна стать трамплином для молодых талантливых артистов:

Мы создаем условия для того, чтобы музыка жила в душе и в сердце. Я бы хотел, чтобы и этот фестиваль долго жил в сердце каждого из нас. Очень важно, когда на сцену выходят молодые музыканты, потом они станут знамениты, приедут сюда и скажут: «Я тут начинал!». И конечно, мы считаем, что эту площадку нужно развивать, для этого надо создать инициативную группу, заинтересованную в продвижении молодых артистов.

Знаменитый саксофонист, композитор, народный артист России, художественный руководитель фестиваля Игорь Бутман поблагодарил губернатора за инициативу проведения «Ангара-Джаз»:

Живая джазовая музыка пользуется большой популярностью у слушателей Иркутской области, да и всей России. Очень понравилась эта площадка: здесь сочетаются уникальная природа, Ангара, свежий воздух, культура. После такого отдыха работаешь с еще большим энтузиазмом, чтобы потом снова приехать сюда.

 

«Мы ставим высокую планку»

Торжественное открытие продолжили выступления джазовых музыкантов. Это коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбургской области, Ростова-на-Дону, Минусинска, Новосибирска и других городов.

Многие молодые оркестры уже успели завоевать славу российской публики, один из таких – джазовый оркестр Ростовского колледжа искусств, созданный известным музыкантом-контрабасистом Адамом Терацуяном. На фестивале он выступил еще и с мастер-классом, посвященном специфике джазового образования в России, в частности, рассказал про достижение практического результата. В составе его оркестра – студенты, молодые музыканты, ставшие лауреатами и дипломантами международных конкурсов. Они исполнили джазовую классику, произведения Цфасмана, Римского-Корсакова, Дунаевского, были в репертуаре и джазовые зарисовки на темы мелодий донского края.

Такой формат фестиваля, когда джаз звучит не в зале, а под открытым небом – это здорово! Уровень серьезный, глобальный, – считает Адам Терацуян.

 

 

На вопрос, как ему удалось довести студенческий оркестр до такого высокого профессионального уровня, ответил, что все это итог долгой скрупулезной работы, где особое внимание уделяется развитию импровизационного мышления у молодежи, изучению законов джазовой музыки:

За счет чего мы в лучших? Я думаю, что за счет саунда, звучания оркестра. Мы очень много работаем именно над качеством звукоизвлечения, над деталями, которые характерны для специфики джазовой музыки: фразировка, разнообразие оттенков штрихов. Мы ставим высокую планку. Оркестр – это кульминация. Когда ребята готовы, тогда я беру их в оркестр. Бывает, что и первокурсники попадают, – говорит руководитель.

 

 

«Здесь выступают крутые ребята»

Были среди выступающих и местные коллективы. С шикарной программой выступил Irkutsk Jazz Quartet, который совсем недавно вернулся с Московского джазового фестиваля. Квартет уникален тем, что в репертуаре только авторские композиции его участников. Все музыканты – выпускники эстрадно-джазового отделения Иркутского музыкального колледжа имени Ф. Шопена. За три года существования они успели дать более 50 сольных концертов и завоевать признание публики. Состав квартета: Татьяна Алексеева (вокал, фортепиано), Кирилл Мархаев (труба), Сергей Гаскин (бас-гитара) и Владислав Панютин (ударные).

 

 

Этот фестиваль, как и любой другой джазовый, считают артисты, прежде всего – радость от музыки, радость от общения, возможность услышать других исполнителей.

Здесь выступают очень крутые ребята, у них интересные аранжировки, – сказала Татьяна Алексеева. – У каждого своя изюминка. У нас, например, три композитора, и это редкость. Идеи у всех разные, их нужно как-то совместить в один концерт, сделать так, чтобы не было противоречий в стилистике, и у нас это получается.

Для квартета Евгения Ранга из Новосибирска участие в фестивалях уже вошло в привычку, коллектив успешно выступал на таких фестивалях, как «Moscow Jazz Festival», «На крыльях джаза», «Джаз на Байкале» и «Nebesa». Лидер проекта, саксофонист и композитор Евгений Ранг считает, что они побеждают, потому что очень чтят традиции старого джаза, который незаслуженно позабыт:

У меня психологический возраст за 50, хотя мне 25 лет. Я очень люблю старый джаз, свинг – эпоха 40–60-х. Обращаем внимание, что на фестивалях мы чуть ли не единственные играем эту музыку. Ударяемся в старый добрый махровый джаз, потому что он очень мелодичный.

Евгений Ранг также объяснил, почему квартет участвует в фестивалях:

Мы все горим джазовой музыкой, но у нас в Новосибирске, хотя это большой город, очень плохо стало с местами, где можно играть джаз. Раньше это был джазовый город, но в последние где-то лет пять все изменилось. Еще я не могу разгадать, что движет аудиторией. Бывает, февраль: вроде бы все дома должны сидеть, но приходит полный зал. А иногда готовишься, реклама бешеная, все силы вкладываешь в подготовку, но приходит 10 человек.

Вместе с Рангом играют Михаил Муравьев (контрабас), Андрей Ильин (барабаны) и Гордей Соколов (гитара). Музыканты также сказали, что очень довольны приемом в Приангарье, впечатлены красотой этого края:

Всегда, когда приезжаешь на фестиваль, оцениваешь уровень организации, место, сцену, условия проживания. Здесь все сложилось идеально. Мы втроем из Новосибирска приехали, а еще с нами московский пианист. Он говорит: «Боже мой, я не хочу в Москву, я хочу остаться здесь». Потому что действительно все поражает, особенно само место. Хотя и у нас рядышком Алтай. Мы периодически ездим туда, очень похоже. Тоже просторы бескрайние.

 

Праздник для любителей джаза

Дневная программа фестиваля стала настоящим праздником для любителей джаза всех возрастов. И радовала гостей не только выступлениями молодежных джазовых коллективов. На территории музейного комплекса были организованы тематические локации партнеров фестиваля. Например, студия этнической перкуссии «Этнобит» ИРНИТУ предлагала прикоснуться к миру джаза через игру на этнических инструментах. Любой желающий мог сесть за джембе или африканский барабан и подхватить ритмы, которые задавали солисты студии. Также можно было попробовать сыграть на глюкофоне, тамбурине дарбуке, кахоне, шейкере – всего иркутяне привезли около 30 музыкальных инструментов.

 

 

Задача наших ребят – держать четкий ритм, а люди, которые сядут за барабан, услышат, подстроятся. Это очень естественно для человека – услышать ритм и в него включиться, погрузиться, как-то даже отдаться ритму, – говорит руководитель студии «Этнобит» Наталья Власевская. – У истоков джаза африканские ритмы, так что наши инструменты очень хорошо вписываются в концепцию фестиваля.

Ведущие джазовые музыканты проводили тем временем открытые лекции и мастер-классы.

С гостями поговорили о джазе и современных направлениях музыки, импровизации, специфике джазового образования в России, об ораторском искусстве…

 

 

Интересны были открытые встречи, одна из них – с австралийской певицей Фантине, которая рассказала о своем творческом опыте. Среди прочего ей задали вопрос, каково работать с народным артистом России Игорем Бутманом? Исполнительница ответила, что сотрудничает с ним уже более 10 лет, за это время многому у него научилась. Отметила, что у Игоря Бутмана интересная манера общения с публикой между песнями, он очень ярко и весело разговаривает, шутит, и такой непринужденный диалог с залом – это то, что она от него переняла. Кроме того, певица открыла для себя большие концертные площадки.

Увидеть мир с точки зрения гастролей именно такого большого джазового оркестра – уникальная возможность, – сказала Фантине. – Обычно мы исполняем известные песни. Аранжировки часто у нас оригинальные, иногда берем конкретные, уже написанные. Я знаю текст, мелодию, но трактовка, то есть как будет исполняться поверх аранжировки та или иная композиция, это уже от меня исходит, – объяснила исполнительница.

Александр Филиппов, директор фестиваля «Ангара-Джаз» и генеральный продюсер фестиваля «Джаз на Байкале», сказал, что летний новый молодежный проект «Ангара-Джаз» хоть и закончился, но уже намечается подготовка к следующему подобному событию, и это событие будет не менее масштабным. Он также поблагодарил всех, кто поддержал идею проекта, в частности – главу региона Игоря Кобзева и художественного руководителя фестиваля Игоря Бутмана:

– В очередной раз хочу сказать огромное спасибо всем, благодаря кому состоялось это замечательное мероприятия. «Джаз на Байкале» мы проводим уже почти 20 лет, чтобы публика услышала вживую всех звезд мирового джаза. А теперь решились еще на одно грандиозное событие – «Ангара-Джаз», чтобы показать, как много у нас талантливой молодежи: выступили больше ста молодых исполнителей, и все уже профессионалы! У нас подрастает замечательная смена!

 

 

Справка

Фестиваль «Ангара-Джаз» организован Фондом поддержки и развития музыкального искусства Игоря Бутмана, Фондом поддержки инновационных творческих проектов и музыкального развития «Джаз на Байкале» при поддержке министерства культуры Российской Федерации и правительства Иркутской области и реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.