«Главный критерий – хорошая музыка»
Наталья Уланова о том, как прошел «Голос кочевников», как готовился и каким станет завтра
«Голос кочевников» – крупнейший музыкальный фестиваль за Уралом, который проходит в Республике Бурятия. Четырнадцатый по счету фестиваль состоялся в Ацагатской степи 12–13 июля. Перед зрителями на трех сценах выступили более 40 коллективов, представивших все музыкальные стили – от хип-хопа до нью-фолка, от инди-попа до техно. О подготовке к мероприятию и планах на будущее «Областной» рассказала арт-директор, продюсер фестиваля «Голос кочевников» Наталья Уланова.
– Завершился очередной фестиваль «Голос кочевников». Что было в лайнапе, какие группы выступали?
– В программе фестиваля, как и всегда, были лучшие представители местной сцены – это группа Cезон Dождей, Нукер, Lutaar, Максим Дашинимаев и Ariuna, Дашима, Бадма-Ханда и другие. Такая поддержка группам из Бурятии очень нужна, и это не просто традиция, это одна из целей фестиваля.
Отбирая коллективы, каждый год хочется открыть новую музыку. Я как арт-директор фестиваля в течение года постоянно слушаю много музыки, и отбор идет, можно сказать, ежедневно.
По сравнению с прошлыми годами было больше групп, которые работают с фольклорным материалом. Это и группа ielele, экспериментирующая с молдавской музыкой; и фолк-джаз из Петербурга Settles, представляющие русские народные песни, собранные в этнографических экспедициях, в джазовом оформлении; и группа Juna из Татарстана с музыкальными композициями на стихи татарских поэтов. Группа Hors из китайской провинции Внутренняя Монголия – стопроцентный рок, но тоже базирующийся на фольклорном материале.
По-своему интересна рок-группа «Экспедиция «Восход», они идеально вписываются в концепцию фестиваля. Музыканты путешествуют по всему миру на автомобилях «Волга» и записывают музыку в дороге в мобильной студии, используя собранный музыкальный фольклорный материал. Сейчас у них выходит новый альбом, в создании которого принимали участие в том числе бурятские музыканты.
Наконец, была практически чистая этника – тувинская группа «Кара-суг» с традиционным горловым пением и «Байтерек» с Алтая, очень тепло принятый публикой.
Еще один критерий отбора – это интересная музыка и хорошие тексты. Так на фестиваль попали «Обстоятельства», Хмыров, Beautiful boys. Группа Beautiful boys стала открытием для многих.
Есть группы, которые уже можно назвать резидентами нашего фестиваля. Это «Бонд с кнопкой», IDST, группа «Диктофон» и Антон Макаров. Макаров вообще уже может не петь – зрители фестиваля знают его песни наизусть и кричат громче самого артиста.
Нельзя не упомянуть хедлайнеров нашего фестиваля. ZOLOTO, TherrMaitz, Найк Борзов – это мощь, командная работа и очень высокий профессиональный уровень. Когда они на сцене, возникает ощущение, как будто ты находишься на большом мировом фестивале.
– Летняя погода переменчива, в первый день фестиваля зрители немного промокли…
– Дождь, конечно, всегда стресс, для музыкантов даже в большей степени, чем для зрителей. Как раз перед выходом китайской группы Stolen, которая закрывала первый день на сцене «Солнце», начался сильный ливень. Через несколько минут зрителей осталось очень мало, ребята расстроились, они ехали в Улан-Удэ из далекого Чэнду. Но, как сказали сами музыканты, «мы не можем остановить природу».
– На фестивале традиционно было три сцены: «Солнце», «Луна» и «Звезда». «Солнце» – главная, «Звезда» – для электронной музыки, а «Луна»?
– Не хотелось бы, чтобы публика воспринимала «Луну» как второстепенную площадку. Там играли крутые классные группы, и у этой сцены есть своя аудитория, которой «лунные» составы даже интереснее, чем команды, выступающие на «Солнце». Там свой вайб, своя атмосфера, более камерная.
– Давайте немного поговорим о «кухне» фестиваля. Сложно собрать такое огромное мероприятие, как «Голос кочевников»?
– С хедлайнерами фестиваля мы начинаем работать еще осенью. Группам нужно собрать все предложения, чтобы сформировать концертный график. Сама программа начинает верстаться с января, в феврале идет оформление договоров, а где-то к марту вырисовывается четкая картина.
Учредителем «Голоса кочевников» выступает министерство культуры Республики Бурятия. Мы, Бурятская государственная филармония, бюджетная организация, у нас свои правила, а у артистов свои требования. Найти компромисс порой не просто, на согласование некоторых договоров уходит до трех месяцев. В этот период мы работаем своим маленьким коллективом, это десять человек. Огромное спасибо всем сотрудникам филармонии, которые прониклись идеей, ведь это большая дополнительная нагрузка.
В начале июня уже проходит совещание в правительстве Республики Бурятия, где обсуждается непосредственно площадка: собираем МЧС, полицию, медицину катастроф, энергетиков, администрацию Заиграевского района. Здесь решаются вопросы, начиная от логистики до подачи электроэнергии, звука, питания и охраны. Это огромный фронт работы, и в этот момент приходится из арт-директора переключатся на функционал продюсера.
– Техническая часть – самое сложное?
– У каждого музыканта есть райдер, определенные требования по звуку. Это сама по себе огромная сумма, но главный вопрос – где брать оборудование? К сожалению, ни Улан-Удэ, ни Иркутск, ни Чита не располагают оборудованием, которое бы технически полностью соответствовало запросам фестиваля.
Непросто найти людей. Далеко не всякий звукорежиссер или режиссер по свету соответствует запросам хедлайнеров, работа с большой площадкой требует высочайшей квалификации, некоторых специалистов требуемого уровня у нас просто нет.
Еще одна проблема в том, что нынешняя площадка с увеличением масштаба фестиваля не отвечает требованиям по инфраструктуре. Мы – и организаторы, и публика – очень любим Ацагат и туристический комплекс «Степной кочевник», но здесь, например, всего одна дорога, которая проходит прямо через площадку. Во время фестиваля она заблокирована зрителями, а по ней все равно приходится пускать технический транспорт, машины для артистов. Это не нравится автоинспекции, у них есть свои требования, да и нам было бы удобнее, если бы можно было разделить транспортные потоки. В администрации «Степного кочевника» тоже не совсем довольны присутствием фестиваля, для них это серьезная нагрузка, после фестиваля нужно вывозить большое количество мусора и так далее.
– Как дальше будет развиваться «Голос кочевников»?
– За четырнадцать лет «Голос кочевников» вырос, можно сказать, вышел на федеральный уровень. Много зрителей приезжает из Читы, Иркутска, Омска, Новосибирска, едут даже из Москвы. И это при том, что мы очень скромно рекламируем его за пределами Республики Бурятия. Сейчас за два дня на фестивале побывало более 17 тыс. зрителей. Если начнем активно размещать рекламу, то сможем выйти на большую цифру. Но есть вопрос: люди приедут, а сможем ли мы их разместить на площадке палаточного лагеря, создать им санитарно-гигиенические условия? Фестивалю нужно куда-то переезжать, но куда – пока не понятно.
В будущее мы смотрим с оптимизмом. Это очередной вызов, но у «Голоса кочевников», как у туристического события, отличные перспективы. В России масштабных open-air фестивалей почти не осталось. Самый крупный и зрелищный фестиваль «Дикая мята» – в Тульской области, «Мир Сибири» – в Красноярске. В этом году возобновили проведение «Пикника Афиши» «СтереоЛето» в Санкт-Петербурге. Но это все столичные форматы, а в Дальневосточном федеральном округе, в Сибирском мероприятий такого уровня нет. Это нужно зрителям, нужно всем вам, значит, будем продолжать.
Радость на лицах
В этом году в программе фестиваля было несколько иркутских команд. Наши земляки представляли жанр электронной танцевальной музыки.
♦ Ekiwoki
– Принимаю участие уже в третий раз. Сначала в лаунж-зоне, на этот раз впервые как артист с электронной музыкой, которая подходит для формата дневной вечеринки. Поначалу фестиваль мне казался масштабным событием, а на третий раз вдруг стал для меня камерным и маленьким. Но такие мероприятия, конечно, необходимы. Это идеальное место, чтобы начать знакомиться с музыкой, особенно с той, которую не услышишь в топ-чартах стриминговых сервисов. Публика на таких мероприятиях всегда прекрасная, она открытая и готова к новому.
♦ Djbugs
– На открытии фестиваля я был первым диджеем, пошел дождь, и я даже не ожидал, что в мой сет люди станут танцевать, но все прошло хорошо.
♦ Svyat
– Больше всего на фестивале запомнились люди, честно. Люблю людей и улыбки на их лицах.
♦ Jaroslavdobro
– На «Голосе кочевников» я второй раз, первое выступление было в 2022 году на сцене «Луна». Общее впечатление классное, несмотря на сильный дождь, люди всю ночь танцевали.
С артистами согласны и простые зрители. В этом году в Ацагате было немало иркутян.
♦ Людмила
– На «Голосе кочевников» второй раз. Теперь это станет славной летней традицией. Кто-то едет именно на музыкантов, я же больше за атмосферой. Все танцуют, все улыбаются, все счастливые… Каждый год у меня есть открытия, в прошлом году – группа Dose, в этом – бэнд Beautifulboysи бурятский репер Лутаар. Классно, что буквально на соседней улице проводится такой мощный фестиваль.