Сейчас я работаю садовником
Летчик-космонавт, Герой России Анатолий Иванишин об особенностях полетов в космос
Наш прославленный земляк, один из космических «долгожителей», Герой России Анатолий Иванишин не часто балует иркутян своим вниманием, поэтому каждый его приезд на родину – настоящее событие.
На прошлой неделе летчик-космонавт встретился с курсантами Военного учебного центра ИРНИТУ. В Иркутском политехе Анатолий Иванишин отучился один курс по специальности «самолетостроение». Этот период своей жизни иркутянин вспоминает с юмором: «Горжусь тем, что по окончании первой сессии освоился в длинных коридорах политеха и перестал теряться». Участников встречи интересовало влияние полетов на человеческий организм, перспективы российской космической отрасли, мнение о художественном фильме, снятом на околоземной орбите, и многое другое.
Юрьева ночь
– Анатолий Алексеевич, сегодня довольно много публикаций о том, что российская космическая программа держится в большинстве своем на наработках еще советских конструкторов, поэтому начинает отставать от конкурентов, так ли обстоят дела на самом деле?
– Космическая программа базируется на тех наработках, которые были сделаны в Советском Союзе – это неоспоримый факт. Однако с тех пор мы добавили много нового. В период большой гонки между США и Советским Союзом за вывод человека в космос, до самого последнего момента было непонятно, кто окажется первым. Благодаря титаническим усилиям наших конструкторов, инженеров и рабочих нам эту гонку удалось выиграть. Как вы все знаете, это произошло 12 апреля 1961 года. Наши американские коллеги в НАСА признают, что первым в космосе побывал советский космонавт. Во всем мире 12 апреля проходит Yuri’s Night («Юрьева ночь»). Фамилия Гагарин там не звучит, просто – Yuri’s Night. Тем не менее мы знаем, что это наш Юрий Гагарин.
Что касается наработок, мы летаем в космос более 50 лет, и большую часть этого времени – на корабле «Союз». Ничего более надежного еще никто не создал. Здесь важно понимать, что самый первый «Союз» и корабль крайней модификации очень похожи только внешне, а начинка существенно изменилась. Соответственно изменились и потребительские характеристики корабля, он стал значительно интеллектуальнее. По статистике это самый надежный корабль в истории человечества, в котором предусмотрено множество вариантов выхода из нештатных ситуаций. Кстати, это делает подготовку к полету сложной (алгоритм имеет множество ответвлений, и вы должны хорошо в них ориентироваться). Космонавты, как музыканты по нотам, постоянно сверяются с бортовой документацией – что должно произойти, что фактически происходит. Если раньше мы летали с бумажной документацией, то последние пять лет летаем с планшетами.
Отечественная космическая программа развивается. Сейчас ведется доработка нового корабля. Сроки сдвигаются, во многом это связано с запуском российской орбитальной станции, надеемся, что в ближайшее пятилетие корабль будет создан.
Что происходит с человеком в космосе?
– Какие чувства испытывает космонавт, когда ракета уходит со стартовой площадки, как меняются эти ощущения по мере приближения к космической станции?
– «Союз», на котором мы летаем, был спроектирован давно и не заточен под комфорт. Мы садимся в корабль за два часа до старта, чтобы проверить все системы. Сидеть два часа в скафандре трудно. В том же положении, когда мы оказываемся в невесомости, уже намного проще. Многие обстоятельства от нас не зависят. Поэтому, когда под вами задрожала ракета, заработали двигатели, вы понимаете – все сошлось, и вам удастся это сделать.Отделение корабля от третьей ступени ракеты-носителя происходит жестко, это как пинок в спину. Затем после сильной перегрузки наступает невесомость. Если вы профессиональный космонавт, а не космический турист, то наслаждаться красивыми видами из окна и состоянием невесомости некогда. Надо выполнить большое количество задач, связанных с запуском систем корабля (разворачиваем солнечные батареи, антенны, продуваем двигатели, переходим на связь с ЦУПом). Наваливается масса информации, одни лампочки загораются, другие гаснут, нужно все контролировать. И только попадая на станцию, можно расслабиться: «О, Земля, надо разглядеть!»
Мы находимся на корабле от двух суток, а на станции – в среднем шесть месяцев. При этом к полету на корабле готовимся значительно дольше, чем к полету на станции, где более размеренно текут процессы. У меня от поступления в отряд космонавтов до первого полета прошло восемь лет. Для ребят, которые сейчас начали летать, все происходит гораздо быстрее: три-четыре года, и они уже на орбите.
– Насколько изменилась сама система подготовки космонавтов?
– Когда я поступал в центр подготовки, то на тот период у нас работали два отряда – военный и гражданский. Военный был на базе центра подготовки космонавтов, а гражданский – в ракетной корпорации «Энергия». Через несколько лет отряды объединили. Сегодня центр подготовки космонавтов – гражданская организация, на базе которой существует единый отряд космонавтов РФ. Раньше наборы были ведомственные, закрытые. Для военных информацию распространяли по воинским частям, получить ее было непросто. Сейчас информация о наборе публикуется открыто на сайте Роскосмоса.
– Отличаются ли тренировки от того, с чем сталкиваетесь в космосе?
– Основное отличие реального полета от тренировок состоит в том, что на тренажере не отрабатывается невесомость. На земле мы испытывали ее только в специальном самолете на базе Ил-76, в салоне которого ничего нет и все покрыто специальными матами. Самолет выполнял десять режимов «пикирование – горка». При этом создается настоящая невесомость, которая длится порядка 20 секунд. Можно даже попытаться перемещаться, одеть скафандр.
– Какое влияние на организм человека оказывают длительные полеты?
– Влияние ощутимое, поскольку мы находимся в условиях невесомости. Это один из главных факторов космического полета. Организм перестраивается. Мы не ходим, а летаем. Обуви у нас нет, кроме спортивной. Перемещаемся, отталкиваясь руками от поручней и стен. Но если мне нужно пригласить коллегу в другой модуль, я не говорю ему – «полетим туда», а как обычно – «пойдем». Энергозатраты в космосе ощутимее, чем на Земле, есть хочется также. В космосе организм понимает, что мышцы, которые сформировались в объеме, не нужны, и старается от них избавиться. Организм оптимизирует свои ресурсы. Сердечно-сосудистая система тоже понимает, что нагрузок нет, и сердце уменьшается в объеме, происходит перераспределение жидкости, которая поднимается вверх, возникает дополнительное давление на голову. Наши партнеры обнаружили, что у астронавтов после длительных полетов снижалось зрение. Они связали это с тем, что повышается внутричерепное давление, изменяется форма глаза.
Поэтому применяется целый комплекс мероприятий, чтобы противодействовать тем изменениям, которые происходят с организмом человека во время полета. Каждый день члены экипажа занимаются спортом, у нас есть разные тренажеры – беговая дорожка, силовой тренажер. После окончания полета наши медики отмечают изменения органов, но со временем все это приходит в норму. Обычно восстановление занимает столько же времени, сколько человек провел на орбите.
– Влияют ли мировые политические процессы на отношения между космонавтами?
– Станция наша международная, система подготовки спланирована так, что мы изучаем оборудование партнеров в Японии, Германии. Зарубежные коллеги приезжают к нам, мы ездим в командировки в их центры. Мои коллеги говорят, что отношение к нам осталось хорошее, на станции рабочая атмосфера. Я бы хотел, чтобы так и было. На международной станции случаются ситуации (разгерметизация, утечка аммиака, пожар), тогда боремся всем экипажем. Выживание станции зависит от каждого из нас. Поэтому международное сотрудничество в космосе – это то немногое, что у нас осталось совместно с Западом. Принято решение, что МКС будет летать еще несколько лет. Роскосмос говорит о создании российской орбитальной станции. Видимо, после этого эпоха плотного сотрудничества с Западом в космосе подойдет, к сожалению, к концу.
«Я всю жизнь был ботаником»
– Что бы вы посоветовали молодежи?
– Постоянно учиться. Я всю жизнь был ботаником и считаю, что в жизни нет ничего интереснее, чем учеба. Если вы сумели подготовиться к трудному экзамену, разобрались в сложном предмете, то сами себя почувствуете более интересным человеком. Если научитесь получать удовлетворение от учебы – это путь к успеху. Если нет этого, то вряд ли стоит делать то, что не нравится. Любой специалист учится всю жизнь, получает дополнительное образование. Космонавты сдают экзамены в течение всей своей профессиональной биографии.
– Удалось ли посмотреть фильм «Вызов» с Юлией Пересильд в главной роли, который впервые сняли в космосе? Главная героиня, торакальный хирург, срочно готовится к полету, чтобы на орбите спасти жизнь космонавту. Возможна ли подобная ситуация на самом деле? Приходилось ли оказывать медицинскую помощь кому-то из коллег на орбите?
– Мне сложно комментировать фильм, я не смотрел, к тому же не являюсь специалистом в комбинированных съемках. Что касается работы на орбите гражданских – это давно свершившийся факт.
Оказание медпомощи космонавты отрабатывают перед полетом. Есть у нас и медикаментозные средства – целые шкафы таблеток, а специальный доктор на Земле знает, как их использовать, если придется. В американском сегменте МКС предусмотрена специальная кровать для больного. В ходе медицинских экспериментов мы обычно до завтрака берем кровь друг у друга из вены. Вот это правда.
В целом фильмы смотрю редко. Мои любимые: «Собачье сердце», «Белое солнце пустыни», «Место встречи изменить нельзя», «Дежавю». Читаю много технической литературы.
– Вы участвовали в трех космических экспедициях, в том числе в качестве командира корабля. Какая работа на земле вам доставляет удовлетворение?
– Сейчас я работаю садовником – это чертовски увлекательное занятие. У нас сад в Подмосковье, участок 10 соток, на котором мы построили дом. Здесь растут яблони, груши, посадили голубику, малину, смородину. Выращиваем кабачки. И я всецело поглощен этим делом. Здесь с женой Светланой планируем поехать на дачу на Олхе – там мама занимается огурцами-помидорами.
– О чем мечтает Анатолий Иванишин, достигший в жизни космических высот?
– Мечтаю о мире во всем мире.
От первого лица
«Я родился в Иркутске в 1969 году, занимался парашютным спортом, один год учился в политехе по специальности «самолетостроение». Поступил в Черниговское военное училище, окончил его в 1991 году – это был последний советский выпуск. В Борисоглебске переучивался на Миг-29, в течение 10 лет проходил службу на летных должностях в 159-м гвардейском истребительном авиационном полку, который дислоцировался в Петрозаводске. Заочно окончил Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики по специальности «прикладная информатика в экономике». О наборе космонавтов узнал случайно. Со второй попытки удалось попасть в отряд. Совершил три полета общей продолжительностью 476 суток 4 часа 42 минуты».