31.07.2024 15:09
Рубрики
Общество
Фото
автора и из архива Дениса Молоцило
Фото:
автора и из архива Дениса Молоцило
31.07.2024 15:09

Беспилотные «танки». Сделано в Иркутске

Гусеничные машины Игоря и Дениса Молоцило проходят боевое крещение на СВО

Две недели назад в зону проведения специальной военной операции на Украине отправлена вторая беспилотная гусеничная машина «Дух», которую собрали в гараже под Иркутском братья Игорь и Денис Молоцило. На первую самоходку военные устанавливали пулемет Калашникова танковый (ПКТ), с помощью которого можно было атаковать укрепления неприятеля, находясь на безопасном расстоянии. «Дух» способен доставить от 750 кг до 1 тонны боекомплекта (БК) на линию боестолкновения. Любопытно, что прототип самоходной платформы, которую военные упорно называют танком, изначально предназначался для работы в саду и огороде.

 

Бальные танцы и техника

Тягу, если не к изобретательству, то к творчеству, Денису прививали со школьной поры. Родители живут в Иркутске-2, и Денис несколько лет ходил в кружок «Юный техник». Слова «спонсоры» и «меценаты» тогда были не в ходу, а талантливых и просто увлеченных детей целенаправленно поддерживали шефские предприятия, в данном случае авиазавод. Занятия по моделированию начинались с конструирования простеньких ракет из бумаги, которые были, на минутку, действующими моделями. Самое важно для юных техников, чтобы их детище – самолет или ракета – в итоге все-таки взлетело.

Когда пришли на занятия в кружок, нам было лет по десять, мы еще ничего не умели, поэтому с интересом периодически заглядывали в соседние комнаты, где юноши лет по 16–17 собирали кордовые модели самолетов, автомобили на электромоторчиках, – вспоминает Денис. – А совсем взрослые парни, как нам тогда казалось, мастерили аэросани.

 

– Денис, вы с удовольствием ходили в кружок творчества, или туда отправили родители, чтобы на улице не болтался?

– Чтобы по улицам не шатался, меня родители отдали на бальные танцы, а еще в музыкальную школу.

 

– Какое неожиданное сочетание – технический кружок и бальные танцы…

– Кстати, на бальные танцы также ходил несколько лет и опять-таки с удовольствием, мы даже выступали на городских соревнованиях. Но в определенный момент партнерша решила бросить занятия, а другую с моим ростом найти не получилось. С музыкальной школой не сложилось с самого начала. Занятия посещал через силу, а потом совсем забросил, видимо, это не мое.

 


Cамоходная коляска для инвалидов

 

– Когда в техническом кружке запустили первые ракеты, мечтали сконструировать что-то более серьезное?

– Да все в том возрасте наверняка мечтали о чем-то стоящем, и я планировал, даже тетрадку специальную завел. В те времена не знали, что такое интернет, мама с папой выписывали газеты и журналы, в обязательном порядке «Моделист – конструктор», «Техника молодежи», «Наука и техника». Я читал их в первую очередь, вырезал наиболее интересные заметки, какие-то идеи записывал в свою тетрадь. Правда, реализовать свои школьные задумки так и не получилось. Ну, во-первых, не было опыта, во-вторых, необходимые материалы были дефицитом, поэтому все постепенно заглохло, а детские проекты остались на уровне мечты.

 

Учить и учиться самому

Подростковые увлечения техникой создали определенную базу, и после окончания школы Денис поступил на бюджетное место в политехнический институт на факультет кибернетики.

Серьезным проектом уже дипломированного IT-инженера стал умный дом, построенный в Иркутском районе.

Помимо основной работы, Денис Молоцило во время летних каникул преподавал робототехнику в школе программирования. Впрочем, не только преподавал, но и сам учился.

Параллельно шли курсы по 3D-моделированию и 3D-печати. Получив определенные знания и навыки, приобрел недорогой 3D-принтер, потому что, помимо теории, хотелось получить конкретный результат. Когда все время сидишь за компьютером, программируешь, но не можешь реализовать проект физически, то процесс становится скучным и неинтересным. Постепенно пришел к тому, что после работы либо занимаюсь сборкой какого-то устройства, либо разрабатываю новую конструкцию.

 

Мир электромоторов

Новый этап в жизни IT-инженера начался с покупки электромобиля. Мир электромоторов открыл для Дениса совершенно новые горизонты.

Познакомился со специалистами, которые глубоко в теме, – говорит Молоцило, – выяснил, что вокруг столько электродвигателей – бери и делай. Нашел массу телеграм-каналов, где обсуждаются темы, предлагаются интересные проекты, даются полезные советы. Знатоки в своих чатах рассказывают, где купить бюджетные комплектующие, например, для электромоделей советовали приобрести недорогие движки от героскутеров. А тут ко всему прочему в мире началась пандемия, всех выгнали на удаленку, делать надо было что-то, и я окунулся в новую для себя тему.

Вскоре дети получили в подарок сначала самоходный трехколесный велосипед, а потом машину, которой можно было не только управлять, но и кататься на ней, что с удовольствием они и делали. Отцу-инвалиду Денис придумал коляску с большим запасом хода, которая управлялась с помощью джойстика. Когда отца не стало, транспортным средством пользовался другой человек, выезжая на природу и передвигаясь по пересеченной местности. Дальше – больше. Сложные конструкции требовали профессионального подхода, поэтому пришлось покупать сварочный аппарат, токарный и прочие станки.

 

Конструктор – волонтер

Конструкторский талант Дениса как нельзя кстати пригодился в волонтерской деятельности. Многие добровольцы вяжут маскировочные сети, льют окопные свечи, готовят для бойцов сухпайки, но Денис занялся более сложной темой – разработкой эффективных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), или, по-простому, устройств, способных нейтрализовать, сбить с курса или посадить дроны с подвешенной к ним взрывчаткой. Известно, что противник производит не только разведывательные квадрокоптеры, но и ударные, в том числе тяжелые, так называемую «Бабу Ягу», способную нести до 50 кг взрывчатки, уничтожать тяжелую технику. Всевозможные «птички» на сегодня являются серьезной проблемой, поэтому средствам электронной борьбы придается большое значение.

 

 

Иркутянин собрал несколько таких РЭБов, их отправили на фронт, вскоре оттуда пришел положительный отзыв и запрос, как можно сделать устройство в полевых условиях, где взять схемы, комплектующие и так далее.

Приехал как-то к нам офицер, они как раз штурмовали Авдеевку, обрисовал общую картину, как борются с дронами. Говорил, что наши умельцы собирают антенны, используя в том числе гильзы, которых там невероятное количество, – рассказывает Денис Молоцило. – А я случайно выяснил, что у соседа пылится ЧПУ-станок, говорю, давай, расчехляй. При производстве антенн важны точные параметры – даже не миллиметры, а иногда и микроны, поэтому хороший станок просто незаменим.

Среди волонтеров, по мнению Дениса, много рукастых мужиков, которым не хватает соответствующих знаний,– приходится обучать.

У меня имелись наработки, но не было времени для конструирования, поэтому показал парням, как и что. Один сейчас варит железо, второй занимается подготовкой аккумуляторов, третий разрабатывает антенны, четвертый собирает все это в единое устройство. Работа идет.

 

Садовая тачка превращается в «танк»

Этап конструирования гусеничной техники для Дениса начался с грузовой платформы, самоходной тачки – мечты любого садовода или огородника. Радиоуправляемая тележка брала на борт более ста килограммов груза, в ее кузове вывозили, например, шлак от котельной, в огороде – землю.

В Иркутске познакомился  с мастером, который занимался такими механизмами. У него многому научился, даже купил конструктор, который необходимо собрать самому. Когда внимательно посмотрел – ничего сложного, через интернет нашел умельцев из других городов, собрал информацию. Потом начал сам на компьютере рисовать 3D-модель.

Параметры такой машины задаются в основном из размера гусеницы, например, от снегохода. Заносишь их в программу, потом задаешь нужную форму и уже под это начинаешь рисовать несущую раму. Размеры, мощность моторов и батареи известны, на выходе получаешь такой вот механизм.

 

– Какую задачу решали изначально – для чего нужна самоходная платформа?

Думал сначала сделать для дома или огорода. Захотелось пристроить сиденье и, помимо хозяйственной работы, катать детей.

А потом мама Дениса разместила ролик с готовой конструкцией в волонтерской группе, и история получила неожиданное продолжение. Информация дошла до военных, они попросили смастерить для них радиоуправляемую машину.

Мне звонит офицер, говорит, что очень надо, такая штука на передовой незаменимая вещь. А потом добавил, что на платформу надо поставить пулемет, чтобы он дистанционно мог вести огонь. Поделился координатами ребят из Донецка, которые тоже пытаются что-то сделать. Связался, они и уточнили, что машина должна быть обвешана железом, сверху полутораметровая башня, на которой устанавливается пулемет Калашникова, танковый ПКТ с электронным спуском.

 

Первенца нарекли «Алатаем»

Иркутские умельцы с сентября по декабрь прошлого года собирали, переделывали, потом испытывали платформу в лесу. После этого первый танчик уехал в зону СВО. Основное преимущество самоходки – беспилотник, который движется впереди штурмовой группы и ведет огонь на поражение, либо в качестве отвлекающего маневра. Уже на фронте техники переделали ее под свои радиочастоты. Бойцы в качестве ретранслятора используют дроны, и в этом случае платформа способна уехать довольно далеко. Изначально в модель закладывался запас хода в 20 километров.

 


«Алатай» уже находится в зоне СВО

 

Первую машину назвали «Алатай», мне кажется, это позывной того офицера. «Алатай» успешно воюет, хотя однажды застрял в поле в трех километрах от наших позиций, стоял под бомбежками, под дронами. На меня  вышли с вопросом: «Что могло выйти из строя?» У меня не было ответа, говорю, батареи не могли сесть. Через три дня  бойцы добрались до «Алатая», выяснили, что оторвалась подвеска, от перегруза вывернуло ролики. Машину эвакуировали, мне прислали фотографии, я посмотрел, посоветовал, где и что приварить.

 


Первые испытания в гараже

 

Сильный «Дух»

При разработке второй машины народные конструкторы учли этот момент – убрали подвеску, усилили раму, существенно увеличив грузоподъемность модели и запас хода. Во время тестирования братья Молоцило прицепили к самоходному тягачу тяжелый строительный вагон, который перед этим не мог сдвинуть  автомобиль. «Дух», буксуя на мокрой траве, все-таки смог протащить вагончик. После испытаний его отправили в распоряжение бойцов первого Донецкого армейского корпуса, где воюет «Алатай».

Народным умельцам поступают заказы на другие машины, но здесь надо понимать, что комплектующие стоят приличных денег – несколько сот тысяч рублей, поэтому в любом случае важна финансовая поддержка.

 


Игорь Молоцило восстанавливает мотоциклы для СВО

 

Параллельно работе с самоходными установками Игорь Молоцило, слесарь по специальности, капитально ремонтирует мотоциклы, которые затем также отправляются на передовую.

На вопрос, что дальше, Денис ответил, что идей и задумок много, есть определенные наработки для гражданской сферы, начиная от самоходок по уборке снега, косьбы травы до развлекательных устройств. В силу объективных обстоятельств все это пока отложено в сторонку. Сейчас наступает время, когда конструктору-самоучке надо сделать главный выбор – работать по специальности, стабильно получая зарплату, или развивать новое направление? А пока так: днем – работа, вечером – хобби.