Гордимся Байкалом и ничего не знаем о нем
Школьники могут рассказать о Священном озере больше, чем их родители
Летние каникулы в этом году надолго запомнятся иркутским школьникам Марии Осколковой, Льву Ушакову и Марии Пуляевской, которые достойно представили Приангарье на 19-й межрегиональной олимпиаде по байкаловедению в Чите. Ребята заняли три вторых места в разных возрастных группах. Их конкурентами стали учащиеся Республики Бурятия и Забайкальского края.
Достойное выступление послужило поводом для беседы с их наставником – доцентом кафедры гидрологии и природопользования географического факультета ИГУ, кандидатом биологических наук, членом Русского географического общества Алиной Стом.
Достойный результат
– Алина Дэвардовна, расскажите, как отбирали школьников для участия в олимпиаде?
– Сначала отбор проводился на районном уровне в школах. Затем в режиме онлайн прошла областная олимпиада. Ее победителей пригласили в Иркутск, где состоялось собеседование с различными специалистами, которые определяли, насколько глубоки знания у школьника. От Иркутска было отобрано девять детей. Однако из-за проблем с финансированием в Читу поехали трое знатоков, сопровождала их одна из мам, которая также поехала за свой счет. У меня в это время проходила практика со студентами на Байкале, но ребята постоянно находились на связи. Несмотря на проблемы, все трое заняли вторые места в своих возрастных категориях – это хороший результат.
– Что важно для школьника на подобных состязаниях? Как вы настраиваете воспитанников?
– В первую очередь, конечно, опыт участия в таких олимпиадах, где важно не растеряться в нужный момент, не забыть о том, о чем много раз говорили. Когда я впервые возила ребят в Бурятию, олимпиада носила ранг всероссийской, и мы не завоевали призовых мест, хотя были подготовлены на должном уровне. Но следует понимать, если не получается победить, то опыт все равно накапливается. В ходе таких состязаний идет постоянное общение, дети оценивают своих сверстников, видят других педагогов, привозят положительные эмоции и новые знания, а это можно считать главным итогом.
– Дети довольны серебром?
– Они безумно счастливы и горды, видят свои перспективы, уже работают над теми ошибками, которые допустили в этот раз. Задавали мне много вопросов, поскольку намерены участвовать в следующих состязаниях.
Важный предмет
– Байкаловедение появилось в школьном расписании около 10 лет назад. Насколько этот предмет необходим?
– Предмет «Байкаловедение» по программе и учебникам Елены Кузевановой ведется в 62 школах Иркутской области. Я веду занятия в двух школах – № 65 и школе Леонова. Хочу сказать, что написанные хорошим языком школьные учебники интересны даже взрослым, которые, к сожалению, мало знают о Байкале, хотя все гордятся нашим Священным морем. Учащиеся говорят, что полученные на уроках знания пригодились во время отдыха на Байкале, а родители нередко признаются: «Боже мой, сколько интересного узнали от сына или дочери о Байкале!».
Уровень знаний очень низкий
– Можете приблизительно оценить уровень знаний жителей Иркутской области о Байкале, скажем, по пятибалльной шкале?
– Ближе к нулю.
– Мы настолько невежественны?
–К сожалению, да. Мы не заинтересованы в знаниях. Считаем, что Байкал у нас есть, доехать до него не составляет особого труда, и этого достаточно. Сама тема для нас обыденна, поэтому ею мало интересуются. Разве что на уровне цен на отдых, рыбу. Возникшую нишу занимают мифы, с которыми надо бороться, начиная со школьной скамьи.
И когда людям начинаешь рассказывать, они говорят: «Вы влюбили меня в Байкал. Вы открыли такие вещи, о которых даже не задумывались». Определенная часть населения думает, что знает много о Байкале, но часто руководствуется при этом байками и мифами, не пытаясь их опровергнуть.
Научные факты против мифов
– Как выглядит, например, первая тройка байкальских мифов?
– Самый распространенный и самый обидный миф касается эпишуры байкальской. Поиск в интернете первым делом выдает фото гаммаруса, который к эпишуре не имеет никакого отношения. Размер эпишуры не превышает полутора миллиметров!
Однажды детям подарили лото на тему Байкала, и первое, что я увидела – это эпишуру, которую изобразили в виде гаммаруса. Это абсолютно устойчивое заблуждение, потому что в прошлом году на сквере Кирова (площадь Сперанского) презентовали ледовую азбуку, и там эпишура была изображена также в форме гаммаруса.
Второй устойчивый миф говорит о том, что эпишура якобы чистит воду Байкала. На самом деле она отфильтровывает живые клеточные водоросли и бактерии, но только те, которые живут в озере, а не те, что попадают вместе со сточными водами. Когда ученые говорили о чистке, они имели в виду, что эпишура поедает водоросли, благодаря чему прозрачность воды достигает сорока метров. В неблагоприятной среде эпишура может либо погибнуть, либо перестать питаться на некоторое время.
Много мифов касается уникальной голомянки. Она действительно единственная в мире холодноводная живородящая рыба. Это правда. Нередко можно прочесть, что костей у голомянки нет, а жира столько, что рыба тает на солнце, а еще через нее можно читать газету.
Неоднократно сталкивалась с тем, что люди принимает зеленую нитчатую водоросль улотрикс за спирогиру. Фотографируют, выкладывают в соцсети, сокрушаясь, как много в Байкале спирогиры. А между тем водоросль возле берега должна быть, потому что это первый пояс водной растительности, который является домом и пищей для многих байкальских эндемиков.
– Каким образом можно опровергнуть такие мифы?
– Мы проводим открытые лекции, отрадно, что туда приходит много людей, они с огромным интересом впитывают информацию. Выступаю от имени Русского географического общества, начинаем сотрудничество с Российским обществом «Знание».
Мы работаем, в том числе с гидами, которые, по сути – лицо Иркутской области, и надеюсь, что они будут нести в мир правдивую информацию, отсеивая байки и мифы.