Поход дружбы

Казаки отправились в конный поход из Кургана до Улан-Батора

Свыше 4 тыс. км верхом через непроходимые леса и болота. Цель – дойти до столицы Монголии к памятной дате: 85-летию окончания сражения на реке Халхин-Гол – поставили перед собой казаки Сергей Попов и Рустем Жига. О том, как проходит конный поход, они рассказали «Областной».

 

В память о дружбе

Конный поход, посвященный победе на реке Халхин-Гол, стартовал из города Курган в апреле. На днях атаман Курганской области Сергей Попов и заместитель атамана Республики Татарстан общероссийской общественной организации «Казачество России» Рустем Жига прибыли в Иркутск. Пройдено 3 тыс. км по бездорожью, тайге и болотам. Впереди путников ждет степь.

Идея дойти до Монголии принадлежала отцу Сергея Попова, казачьему генералу Валерию Попову. В 2008 году он из Кургана дошел до Парижа с благотворительной миссией – привлечь внимание общественности к проблемам реабилитации детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы. Новый поход планировался на 2021 год, к 100-летию независимости Монголии.

К сожалению, отец умер, – рассказывает Сергей Попов. – Но мы с казанскими казаками решили, что поход все равно надо сделать и приурочили его к 85-летию победы на Халхин-Голе.

Подготовка шла в сжатые сроки – чуть больше трех месяцев, за которые нужно было успеть очень много: составить маршрут, подобрать снаряжение и найти особых лошадей: русскую и монгольскую как символ дружбы народов.

Повезло, что у меня есть монгольская лошадь Звезда, хотя эта порода у нас не распространена. Искали долго представительницу русской породы – это Орловская рысачка Дымка. Потом материальная составляющая, машина, прицеп, нам сделали специальный коневоз, верховая подготовка, себя приводить в физическую форму, чтобы выдержать поход.

 

Духовные дары

Как рассказывает второй участник путешествия Рустем Жига, конный поход из Кургана в Улан-Батор назван «Походом дружбы» – в память об исторических событиях, когда русский и монгольский народы вставали плечом к плечу.

Из Республики Татарстан верующие передали Коран в дар мусульманам Монголии, из Курганской области глава казахской диаспоры на самом выходе тоже передал Коран. В городе Кемерово семья Амана Тулеева (губернатор Кемеровской области с 1997 по 2018 год) передала национальную казахскую шапку, – перечисляет Рустем Жига.

Одна из миссий похода – духовная: пронести икону Порт-Артурской Божией Матери, которая явилась защитницей России от японской агрессии в Порт-Артуре.

Мы несем Порт-Артурскую икону, везем икону единственного канонизированного казака Далмата Исетского – казачьего сотника, сына сподвижника Ермака. В Курганской области есть Далматовский монастырь, который строил Далмат с Богоматерью как ее воспитанник и послушник. И сейчас Далмат сопровождает Богородицу. Мы идем по городам, встречаемся с казаками, нашим братьям тоже важно и нужно знать, что есть канонизированный казак. Сейчас об этом знают тысячи человек, – говорит Сергей Попов.

 

 

С этими иконами в Харлампиевском храме Иркутска войсковой священник Иркутского войскового казачьего общества, протоиерей Марк Косолапов в присутствии казаков Иркутского ВКО отслужил молебен.

Прибытие любых казаков в Иркутскую область – реестровых, не реестровых, вольных – это всегда приезд брата, – подчеркнул врио войскового атамана Иркутского ВКО, советник губернатора региона Дмитрий Смоликов. – Казачество – большая семья. А когда приезд братьев несет в себе почетную миссию, в частности, популяризацию казачества и традиционных религиозных, культурных ценностей нашей многонациональной страны, то это благое дело. Иркутские казаки оказали радушный прием, братьев-казаков познакомили с достопримечательностями Иркутской земли, связанными с историей казачества – атаманом Яковом Похабовым и адмиралом Колчаком. Объединительная миссия казаков как никогда необходима в условиях СВО. Мы крепки нашим многонациональным единством, нашим укладом и нашей традиционной верой. Любо, братья казаки!

 

По следам адмирала

В конном походе не обходится без сложностей. Сергей Попов и Рустем Жига из главных препятствий называют непроходимые леса и гнус, от которого нет защиты.

Кусают всех: и людей, и лошадей, ночью из-за этого плохо спишь, обработка мало помогает, – отмечают они. – Местность непроходимая в принципе. По федеральной трассе шли в качестве передышки. Испытали на себе все то, что чувствовали казаки, покорявшие Сибирь. Прошли по части маршрута Ледового похода адмирала Колчака, ощутили, насколько людям было тяжело.

С казаками параллельно двигается машина сопровождения, помогая с подвозом питания и корма для лошадей. Порой, отмечают путешественники, если не удается разжиться сеном, то группа поддержки идет косить траву.

Но не только трудности встречаются на пути: кто-то помогает бензином, недавно отремонтировали прицеп, подлечили и подковали лошадей.

На самом деле люди очень сплоченные, как и полагается в России, с широкой душой встречают. Они узнают, что мы идем, заранее звонят, – говорит Сергей Попов.

 

Новые планы

До Улан-Батора Сергею Попову и Рустему Жиге остается всего тысяча километров. Впереди Республика Бурятия и Забайкальский край, а там – рукой подать до Монголии. Свое путешествие казаки снимают на видео, вернувшись домой, планируют выпустить фильм.

Разговариваем с людьми разных социальных групп, регионов, поколений. Собрано огромное количество информации, которую через соцсети или другие технологии не соберешь. Надо именно взять и пойти или пешком, или на коне, – уверен Сергей Попов.

Рустем Жига в дороге написал песню «Поход в Монголию», которую исполнит в Улан-Баторе. Одна из лошадей, Дымка, останется в Монголии в качестве подарка.

Несмотря на то что «Поход дружбы» еще не завершен, есть планы на следующую экспедицию.

Готовимся идти к месту предполагаемого захоронения Ермака Тимофеевича, – говорит Сергей Попов. – В прошлом году мы получили информацию от потомков людей, которые ухаживали за его могилой. Возможно, это достоверная информация. Хотим со всех сибирских регионов позвать по казаку от каждого войска. Все здесь связаны с личностью Ермака.