Берестяное кружево Татьяны Дашковой
Переплетение ветвей, кружевная листва и цветы, животные и люди, поражающие своим изяществом и натуралистичностью, – все это можно увидеть на туесах, картинах, декоративных бутылках и других изделиях иркутского художника по бересте, члена Союза мастеров «Оникс» Татьяны Дашковой.
Лауреат премии губернатора Иркутской области в сфере культуры и искусства в 2005 году, она побывала со своими работами в Японии. Ее изделия были представлены во Франции и на выставках в разных городах России. Сейчас произведения Татьяны Дашковой можно увидеть в Иркутском городском центре им. В.С. Рогаля, где проходит выставка мастеров по бересте Союза мастеров «Оникс».
– Татьяна Васильевна, расскажите, как вы увлеклись берестой?
– Я человек творческий, рисовала с детства. Вообще, я не помню себя без кисточки и карандаша в руках. Вязала и шила, в общем, все перепробовала. А еще я очень люблю старинные вещи, их начала коллекционировать еще моя бабушка. Поэтому знакомые мне, зная мою любовь к антиквариату, то и дело приносили какие-нибудь сундуки двухсотлетней давности, были там и берестяные изделия. И мне все время хотелось повторить эту оригинальную работу. Однажды я увидела в журнале «Умелые руки» статью о создании изделий из бересты. Решила попробовать, правда, потом поняла, что половина советов оттуда не пригодна для использования. Было это в 1980-е годы. А технологию я, можно сказать, восстановила сама. У моего отца был туесок, который сделал мастер из Усть-Кута. Я разобрала его и примерно поняла, как его изготавливать. Потом увидела работы томских мастеров, у которых была резная береста, и начала «изобретать велосипед». При этом меня сначала все ругали, что я делаю нетрадиционно. А я отнекивалась, что, дескать, извините, я академию не заканчивала.
– Кто вам помогал?
– Мой сын всегда помогал в воплощении идей. Он и сейчас помогает мне в заготовке и обработке материала, ведь это тяжелый физический труд.
– А кто вы по профессии?
– Большую часть своей профессиональной деятельности я работала маляром-оформителем на автобазе. Раньше же расписания, маршруты, надписи, эмблемы, объявления на остановках – все делалось вручную. Образования у меня специального не было. Потом я ушла на стройку.
– Расскажите, какой все-таки технологией вы пользуетесь при изготовлении туесов?
– Все мои туески сделаны на сколотне, с соблюдением традиционной технологии. Донышко – из дерева. Я принципиально не иду по легкому пути и не беру фанеру. Как правило, для этого используется высохший кедр, потому что он мягкий, и с ним удобно работать. В итоге получается изделие, в котором можно хранить пищевые продукты. Самые маленькие туески, которые я делала по такой технологии, – величиной с наперсток, самый большой – литров на 12–13, я в нем сейчас клубки пряжи храню.
– А как вы создаете этот искусный кружевной рисунок на бересте?
– Я использую инструменты, сделанные своими руками, – это металлические стержни из старых авторучек для выдавливания рисунка, шила разных размеров и нож для прорезания деталей. Сначала рисую карандашом на бумаге, потом под свою задумку подбираю определенную бересту. Затем эскиз переношу иголочкой на материал и начинаю выдавливать. Так постепенно получается объем. Потом нужные детали прорезаю и уже после этого обтягиваю изделие. Словом, это не быстрый процесс, который к тому же требует серьезных физических усилий.
– Сколько времени у вас уходит на небольшой туесок?
– Несложный рисунок можно и за несколько часов сделать. А полное время изготовления очень трудно рассчитать, ведь сначала нужно материал заготовить, принести его, почистить. Потом уже воплощать свои идеи.
– Что вас вдохновляет на сюжеты?
– В основном мои личные впечатления. Конечно, я не всех животных видела в лесу. Некоторых – в зооприютах, других рисую по фотографиям. Еще меня вдохновляют смешные сюжеты – например, охотники, которые всякие басни травят или спасаются от зверей.
– А в ваших художественных изделиях можно что-то хранить или это чисто декоративная работа?
– В бутылки, конечно, можно наливать различные напитки. А туески с изображениями очень нежные, чтобы в них хранить, например, муку или сметану. Но при желании, конечно, можно. Они все у меня настоящие – дно притерто к сколотню. А вообще, я очень люблю такие рабочие туеса. Иногда специально выберешь для него бересту с каким-нибудь наростом. Когда мы раньше в походы ходили или ездили на Байкал, все в них складывали, и они даже могли за байдаркой плыть. Так и продукты скоропортящиеся лучше сохранялись.
– Вы туризмом всерьез занимаетесь?
– Да, я всерьез занималась альпинизмом и туризмом. Возле скальника Витязь раньше была горнолыжка. Мы ее 30 лет назад самостоятельно строили. А потом участок, где у нас зимовья стояли, выкупили. Сейчас это, конечно, больше дачные домики. И все свободное время я стараюсь проводить на природе.