07.08.2024 17:04
Рубрики
Общество
Фото
из архива Людмилы Колесниковой
Фото:
из архива Людмилы Колесниковой
07.08.2024 17:04

Педагогическая семья Людмилы Колесниковой

Одна из победительниц конкурса «Гордость земли Иркутской» в номинации «За профессиональные заслуги» Людмила Колесникова уже 40 лет преподает в Иркутском региональном колледже педагогического образования. Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук считает своими главными учителями студентов и умение извлекать уроки, которая дает сама жизнь.

 

Первый год был самым трудным

– Людмила Илларионовна, как вы пришли на работу в Иркутский региональный педколледж?

– После окончания исторического факультета ИГУ в 1979 году я пошла работать в школу: сначала в четвертую в микрорайоне Юбилейный, потом в пятую на Синюшиной горе, где была заместителем директора по воспитательной работе. Отработав пять лет, в силу жизненных обстоятельств хотела вернуться в свою родную школу № 4.

В те годы замдиректора по воспитательной работе был идеологической единицей, то есть его увольнение, передвижение было в ведении Свердловского райкома партии, куда я и поехала за переводом. Там я встретила своего однокурсника Александра Горячкина, который курировал педагогические училища. Он рассказал мне, что в Иркутском педучилище освободилось место историка, и предложил пойти туда работать. Сначала это предложение не вызвало у меня большого энтузиазма: в школе № 4 меня ждал коллектив и ребята. Тогда Саша схитрил, предложил подвезти до дома и повез через педучилище: «Давай зайдем, посмотрим». Вот и получилось, что я зашла туда в 1984 году и до сих пор не вышла.

В педучилище, по сравнению с школой-новостройкой, меня поразил уют и камерность: обжитое теплое место, где на окнах стояли цветы, за стеклом – красные знамена и кубки – свидетели различных достижений училища. Основным аргументом принятого решения, конечно, были не эти внешние условия, а профессиональный вызов самой себе. Учить студентов, да к тому же будущих учителей!


С выпускницами педколледжа

 

Первый год был очень тяжелым из-за разницы в требованиях и порядках. К тому же мне дали классное руководство на втором курсе физкультурного отделения. Ребята были, как говорится, тертыми калачами, сначала не воспринимали меня всерьез, проверяли. Одним из поворотных моментов наших отношений стала поездка в колхоз на уборку овощей. Мы возвращались с колхозных работ, когда рядом остановился автобус с учениками школы № 4. На глазах моих студентов произошла теплая встреча с искренними объятиями, поцелуями и слезами. Думаю, что эта искренность стала для них поводом взглянуть на меня другими глазами.

Полагаю, свою роль сыграло и то, что я никогда своих студентов не предавала, не жаловалась администрации, сколько бы они меня ни проверяли. В нашей группе были дети-сироты. В силу своих возможностей поддерживала, подкармливала.

Окончательный выбор в пользу училища определил переход на кафедру педагогики и психологии и обучение на курсах профессиональной переподготовки в Москве. Я очень благодарна свекрови, которая взяла на себя заботу о детях на это время.

 

Мои родители – дети войны

– Расскажите о своей семье.  

– Семья у меня самая обычная, родители – дети войны: папа родился в 1930 году, мама – в 1933-м. Отец родом из села Тарбагатай, мама из Верхнего Саянтуя Республики Бурятия. У родителей за плечами была только начальная школа. Война. Отцы ушли на фронт. Мама рано осталась сиротой. Наши родители приложили большие усилия, чтобы мы сестрой получили хорошее образование.

Папа был строителем, много чего построил в Бурятии. К сожалению, он рано ушел из жизни из-за онкологии. Мама прожила долго и смогла порадоваться успехам своих детей, внуков и правнуков.

Я окончила школу № 22 в Улан-Удэ. Как и все советские дети, была октябренком, потом пионером, председателем совета пионерской дружины, секретарем комсомольской организации школы. Пионерский лагерь, туристические слеты, тимуровский отряд, военно-спортивная игра «Зарница» – всем этим я воспитывалась. Поэтому, когда мои дети говорят: «Мама, ты мыслишь не совсем современно», я отвечаю: «Я мыслю так, как мыслили дети моего поколения, воспитанные пионерией, комсомолом».

 

– Как вы оказались в Иркутске?

– В 1974 году я приехала сюда поступать в Иркутский государственный университет, чтобы получить классическое образование. В силу того, что я чистый гуманитарий, выбор был между историческим и филологическим отделением. Поступила сразу, выдержав большой конкурс. Спасибо учителям за хорошую подготовку! В те годы мы не знали такого понятия, как репетитор.

 

– Как принял вас Иркутск? Как вы относитесь к городу сейчас?

– Своим родным городом я считаю Иркутск потому, что прожила здесь основную часть жизни, здесь родились мои дети, здесь я состоялась в профессиональном плане, здесь мои друзья. А Улан-Удэ – город детства. Первый год в Иркутске мне было тяжело потому, что я была домашним, семейным ребенком. Большие серые здания, много народа – все было чужим, неродным. Когда я приехала, у нас здесь не то что близких людей, даже знакомых не было.

На курс был набор всего 50 человек, из них 13 рабфаковцев, значительная часть которых прошли армию. Они были свободны, раскованны, имели свою точку зрения и всегда были готовы ее отстаивать. Их уверенность подавляла меня, вчерашнюю школьницу.

Первые полгода на семинарских занятиях я даже не открывала рот – стеснялась, хотя готовилась и прекрасно знала материал. Но на втором курсе, когда я уже привыкла к городу, переехала в общежитие, появились друзья, и поверила в свои силы, получив высокие оценки от преподавателей по итогам зимней сессии. Иркутск все больше приобретал для меня родные черты.

 

Благодарна тем, кто был и есть рядом

– Когда вы узнали, что вашу кандидатуру выдвинули на конкурс «Гордость земли Иркутской»?

– Об этом мне сообщила директор нашего колледжа Ирина Александровна Синцова. Признаюсь, что после этого известия я провела несколько бессонных ночей. Главный вопрос, который я себе задавала: «Какое на это участие у меня есть право?». Потому что в нашем коллективе очень много достойных людей.

 


С коллегами-преподавателями

 

К тому времени, когда началось голосование, я нашла для себя формулу отношения к конкурсу. Свое выдвижение на конкурс я стала воспринимать как дань признания и уважения тому поколению преподавателей колледжа, к которому я принадлежу. Именно они сохранили свое учебное заведение и педагогический коллектив в тяжелые 1990-е–2000-е годы.

Церемония награждения была торжественная и очень трогательная. Дети – сын Алексей и дочь Юлия – за меня переживали. Я говорю своим детям, которые являются для меня самыми важными людьми в жизни: «Не могу вам оставить никакого богатства в силу своей учительской профессии, но могу оставить вам в наследство свое доброе имя».

Все мои профессиональные успехи стали возможны благодаря людям, которые меня окружали. Например, Юлия Тимофеевна Каурова, в честь которой я назвала свою дочь. Именно она поддержала меня, когда я зеленой 21-летней девчонкой пришла преподавать в школу, а мне сразу дали 8–10 классы. Это преподаватель педагогики и психологии нашего колледжа, заслуженный учитель России, ветеран педагогического труда Галина Константиновна Сафонова. Мое профессиональное мировоззрение формировалось под влиянием коллег из высшей школы – Татьяны Владимировны Шадриной, Марины Александровны Петровой, Елены Леонидовны Федотовой.

Это все мои коллеги по работе. Я их очень люблю, уважаю, учусь у них. Конечно, всегда были и есть моими учителями студенты. И, безусловно, это моя семья, которая всегда понимала, насколько важна для меня профессиональная реализация и развитие.

 

Опять стою перед выбором

– Можно ли сказать, что студенты сильно изменились за последние годы?

– Конечно, они меняются. Я много лет работаю на одной специальности – «преподавание в начальных классах». Наши студенты – это люди, которые любят детство. Наша задача: дать им знания, сформировать понимание и ответственность за этот период развития ребенка.

 

– Среди детей и внуков есть те, кто идет по вашей стезе?

– Нет, у меня двое внуков, оба мальчики. Старший уже студент политехнического университета, другой – школьник. Сыну Алексею дедушка привил любовь к машинам. Она и определила его профессиональный выбор. Дочь Юля профессиональный лингвист, великолепный знаток немецкого языка, преподаватель, методист-эксперт, экзаменатор.

 

– Время, в котором вы живете сейчас, какое оно?

– Сейчас я, как и много лет назад, опять стою перед выбором. Часто задаю себе вопрос, сколько еще я буду работать. Вопрос не столько в физическом состоянии, а в способности быть интересной, содержательной, что-то генерировать. Я разделяю жизненный принцип: «Лучше уйти на пять минут раньше, чем на одну минуту позже». Для меня очень важно почувствовать тот самый момент, когда пора уйти, но профессиональная нота еще чиста и высока по звучанию.

Сейчас время поиска и открытия себя другой. То, что поможет сохранить яркость и содержательность жизни. Если есть выбор, значит, есть и смысл, который должен быть найден. Жизнь полна счастливых случайностей, и кто знает, что ждет нас за поворотом.