ВСЖД: цифровизация в действии

Российские железные дороги продолжают реализацию стратегии цифровой трансформации, направленную на повышение скорости обработки данных, ускорение времени обслуживания клиентов, сокращение количества рутинных операций и многое другое. О том, как информационные технологии и программная роботизация изменили многие процессы на Восточно-Сибирской железной дороге, и какие специальности будут востребованы в будущем, читайте в материале «Областной».

 

Программные роботы освобождают от рутины

Пандемия новой коронавирусной инфекции повсеместно ускорила темпы цифровой трансформации основных бизнес-процессов в современном мире. На российских железных дорогах стали активно развивать информационные технологии и внедрять программных роботов, чтобы освобождать людей от рутинного труда. В Главном вычислительном центре ОАО «РЖД» (ГВЦ) на данный момент находятся в эксплуатации 1454 робота. Сегодня программные роботы, а не человек, выполняют около двух с половиной тысяч рутинных операций. Высвобожденные от рутинных операций сотрудники переведены на выполнение более квалифицированного труда.

Первые масштабные эксперименты показали, что программные роботы делают все быстрее людей. Их применение позволяет повысить производительность труда железнодорожников, ускорить время обслуживания пользователей информационных систем и уменьшить количество ошибок, связанных с человеческим фактором. К тому же программные роботы могут работать круглосуточно без перерывов на отдых, – отметил Алексей Огородников, начальник производственного отдела Иркутского информационно-вычислительного центра РЖД.

По его словам, программные роботы, например, выполняют функции обработки данных из различных информационных систем, они формируют справочно-аналитическую информацию, что ранее потребовало бы значительных затрат трудовых ресурсов.

На сегодняшний день ГВЦ разработано и находится в эксплуатации 972 сценария чат-ботов по 443 информационным системам. Они заменили простые, но трудоемкие операции. С 2020 года Иркутский информационно-вычислительный центр разработал 76 программных роботов для собственных нужд, в связи с изменением технологических процессов на данный момент в эксплуатации находятся 24 робота.

Программная роботизация способствует повышению производительности труда в компании, а значит, и повышает нашу конкурентоспособность на рынке перевозчиков грузов и пассажиров, – сказал Алексей Огородников.

 

В диалоге с чат-ботом

Кроме того, на ВСЖД, как и в других филиалах РЖД, с 2022 года внедряется автоматизированная система «Виртуальный консультант», позволяющая пользователям, в том числе на станциях Байкало-Амурской магистрали, самим получать консультации по важным вопросам работы в информационных системах.

Чат-боты отвечают быстро и точно, они ведут максимально естественный диалог. Консультируют по разным темам – от функционирования сервисного портала работников ОАО «РЖД» и общекорпоративных систем до управления инфраструктурой, локомотивным хозяйством и перевозочным процессом, – сообщил Алексей Огородников.

Использование «Виртуального консультанта» становится все более популярным. Если в первом квартале этого года в АС «ВиКо» поступило свыше 19 тыс. обращений, или 33% запросов, поступивших в Единую службу поддержки пользователей ВСЖД. То уже во втором квартале, по информации Иркутского информационно-вычислительного центра РЖД, этот показатель вырос до 41%, что в цифровом эквиваленте превышает 24 тыс. обращений. До конца года этот показатель может увеличиться – через систему «Виртуальный консультант» будет проходить до 60% запросов.

Работа по развитию «ВиКо» продолжается. Одно из перспективных направлений связано с внедрением системы распознавания голоса. В Единой службе поддержки пользователей голосовые помощники позволяют оперативно решить вопрос без участия оператора, – сообщил Алексей Огородников.

 

С максимальной точностью

В сегодняшних условиях, когда вся транспортная логистика направлена на восток страны, внедрение новейших информационных технологий на Восточно-Сибирской железной дороге, в том числе на Байкало-Амурской магистрали, а также импортозамещение в сфере программного обеспечения и в путевом хозяйстве имеют важное значение.

 


Железнодорожники повышают производительность труда, а также качество перевозки грузов и пассажиров с помощью программных роботов

 

Так, до 2025 года запланировано оснащение станций БАМа автоматизированными системами коммерческого осмотра поездов и вагонов с лазерными сканерами (АСКО ПВ 3Д). Уже в этом году будут установлены по две системы на станциях Коршуниха-Ангарская, Лена и Северобайкальск, одна система – на станции Таксимо.

Сотрудники ВСЖД отметили, что внедрение данной цифровой технологии позволит проводить коммерческий осмотр поездов и вагонов, обрабатывая порядка сотни параметров без остановки поезда. Это возможно благодаря сенсорам, датчикам, лазерным сканерам и видеокамерам, установленным на специальных рамках на въездах и выездах со станций. На основе полученных данных АСКО ПВ 3Д в режиме реального времени создает виртуальную модель каждого вагона, сигнализируя о нарушениях, смещениях и негабаритах грузов. Использование данной системы значительно сократит время обработки поездов.

Большую работу по внедрению цифровых технологий и инновационных практик на ВСЖД проводит Восточно-Сибирский центр инновационного развития. В 2023 году сотрудниками центра совместно с Иркутским центром диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры на полигоне магистрали велась работа по внедрению датчиков контроля осадочных деформаций и смещения земляного полотна.

Экспериментальным участком для апробации оборудования, которое, по задумке ученых Иркутского политеха, сможет полностью заменить человека с инструментом, стал перегон Холодная – Кичера на БАМе. Здесь в середине лета 2023 года специалисты Северобайкальской инженерно-геологической базы (ИГБ) установили на полуметровую глубину два экспериментальных образца датчиков контроля за земляным полотном. Апробация оборудования еще не завершена, но железнодорожники уже дают высокую оценку разработке. По мнению специалистов, предлагаемая учеными технология позволит обеспечить мониторинг состояния мест осадочных деформаций и смещения земляного полотна с любой необходимой периодичностью и высокой точностью измерения.

 

Профессии будущего

Реализация Стратегии цифровой трансформации на РЖД изменит кадровую политику. Уже ведется работа по созданию беспилотного подвижного состава. Это потребует новой профессии – машиниста-оператора. Появятся новые, сейчас еще достаточно редкие профессии, в их числе разработчик в области интернета вещей, специалист по метавселенным, квантовый инженер, оператор БПЛА. Также, безусловно, будет расти роль тех, кто непосредственно занимается цифровой трансформацией: бизнес-аналитиков, data-инженеров, аудиторов информационных систем, аудиторов информационной безопасности и т.д. Именно эти профессии должны стать ориентиром для нового поколения железнодорожников.

Реклама ООО «Промо»