Дорога длиною в жизнь

В честь 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали в Иркутске чествовали ветеранов-строителей. Памятные медали бамовцам вручил губернатор Игорь Кобзев.

Вы работали в тяжелых климатических условиях: непроходимые болота, тайга, скалы. Это героизм. В местах вечной мерзлоты прокладывали километры стальной трассы, решали задачи запредельного уровня сложности, воплощали в жизнь принципиально новые инженерные решения. БАМ дал в свое время новый импульс развитию страны, – обратился к строителям магистрали глава региона.

 

И учитель, и строитель, и прораб

Бамовскими историями поделился Леонид Выговский, заместитель председателя Иркутского регионального отделения БАМа, заслуженный учитель РФ. В мае 1974 года на станции Падунские Пороги он встретил отряд XVII съезда комсомола, который следовал на легендарную стройку.

Захотелось поехать с ними. Думал, не возьмут, ведь не строитель, а учитель, но вскоре мне предложили стать директором первой школы на БАМе в Звездном, – вспоминает он. – В августе в кирзовых сапогах, рабочем костюме, с рюкзаком приехал на БАМ. На месте школы было уложено четыре венца сруба, а открыться она должна была 1 сентября. Но бамовцы все сделали вовремя. А мне пришлось поработать и строителем, и прорабом, и только позже – учителем.

Запомнился Леониду Выговскому приезд на БАМ космонавта Алексея Леонова, который во время митинга на сорокаградусном морозе стоял на трибуне в шинели, генеральской фуражке 40 минут и ни разу не потрогал свои уши:

Прошло много лет. Мы встретились в Общественной палате Иркутска. Он подошел ко мне, спрашивает: «Откуда я тебя знаю?». Я рассказал. Говорит: «Помню: Таюра, Звездный, школа». На мой вопрос про уши ответил, что была специальная мазь. Еще одна история, детективная, случилась, когда на БАМ приехал генерал Дмитрий Лелюшенко. Он под мостом, в траве, обронил свои часы – юбилейные, золотые, подаренные министром обороны. Ночью меня поднял горком партии. Утром мы с ребятами весь берег прочесали. Часы нашли. Отдали владельцу.

 

Не женская работа

Почти 40 лет БАМу отдала Валентина Кедрова. Летом 1974-го из Братска уехала в Магистральный. Ей был 21 год. В трудовой появились записи «Монтер пути третьего разряда», «Сучкоруб второго разряда».

Да, это была совсем не женская работа. Строили зимники, автодорогу, железную дорогу. Тяжело было – да, но мы тогда были молоды, не ощущали этого. Просто работали над делом, которое нам доверили. Наши мальчики нас оберегали, мы чувствовали себя с ними как за каменной стеной, – вспоминает Валентина Кедрова.

Там, в Казачинско-Ленском районе, она встретила и свою судьбу, будущего супруга. Говорит, что БАМ для их семьи стал дорогой длиною в жизнь, дружбой длиной в 50 лет для всех бамовцев, которые по сей день поддерживают общение.

 

 

Из Усть-Кута на церемонию награждения приехала Любовь Валенко. На БАМ она отправилась в 17 лет по комсомольской путевке из Красноярского края. После школы работала на заводе, готовилась к поступлению в институт, но планы резко поменяла, когда узнала про магистраль:

Меня не хотели отпускать с завода. Я в слезы. Поеду, и все! Отпустили с условием, что вернусь, но так я и не вернулась.

На БАМе трудилась до самой пенсии. Сначала работала в котельной, позже строила мосты:

Испытательные опоры, переходные плиты, балки – вот чем я занималась. Бетон принимали, грели его, чтобы не замерз, заливали опоры, копали котлованы. Конечно, тяжело было. Поначалу жили в бараках, но на неудобства внимания не обращали. Мы были заражены идеей строительства.

Лариса Норина, жительница Усть-Кута, на БАМ отправилась в 17 лет. Была начальником отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, после – заместителем начальника по социальным вопросам, быту и кадрам.

Мы ехали не за деньгами. Мы были молоды, нам нужна была романтика и общение, – размышляет она. – Работать приходилось в суровых условиях. И минус 62 было, но мы как будто этого не замечали. Помню, как однажды в вагончике я примерзла к молодому человеку, это 75-й год, март. Не было ведь жилья, ночевали где придется. Это была школа жизни и мужества.