Александр Ведерников: Будем проводить Дни муниципальных образований в ЗС
Председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников стал гостем студии «Голоса города». Проект создан IRK.ru совместно с библиотекой им. И.И. Молчанова-Сибирского и Школой креативных индустрий. Спикер рассказал о муниципальных неделях – новом опыте областного парламента и планах организовывать Дни муниципальных образований. Также в разговоре были затронуты темы ремонта дорог, транспортной доступности, единого электронного проездного билета.
По примеру российского парламента
– Александр Викторович, в июне стартовал новый проект областного парламента – муниципальная неделя. С чем связана такая инициатива?
– Суть в том, что депутаты проводят одну неделю в месяц территориях, интересы которых они представляют в Заксобрании. Такой опыт мы позаимствовали у наших коллег из российского парламента. У них существуют так называемые региональные недели, когда сенаторы и депутаты Госдумы работают на местах. Депутаты Заксобрания не должны сидеть в кабинетах, их задача – работать в территориях. Правительство и губернатор учитывают в своем графике, что парламент находится в территориях, и, когда депутаты разъезжаются, никто не переживает, что пропустит важное совещание.
– Совет Федерации также проводит Дни регионов, когда представители территории приезжают в парламент. Что-то подобное будет?
– Да, мы планируем проводить Дни муниципальных образований. Скорее всего, в составе таких делегаций будут мэры районов, председатели дум, которые подготовят доклады о ситуации в образованиях. Надеемся, что приедут коллективы художественной самодеятельности и представят свое творчество, народные промыслы, ждем и передвижные выставки. Таким образом, мы сможем всесторонне рассмотреть актуальные вопросы конкретной территории. И обязательным итогом будут конкретные поручения в постановлении Заксобрания, которые, надеемся, правительство региона тоже будет поддерживать.
– Какую именно поддержку может получить муниципалитет от областного парламента?
– Любая поддержка муниципальных образований реализуется через госпрограммы, в которых предусмотрено финансирование из федерального и областного бюджетов. Если говорить о помощи со стороны Заксобрания, то это прежде всего механизм депутатских поправок. Средства на те же инициативные проекты или программу «Народные инициативы», востребованные у населения городов и сел, выделяются благодаря депутатским поправкам. Это пример инициативного бюджетирования, когда жители сами участвуют в распределении бюджетных средств, а значит, налогов, которые они заплатили.
Еще один механизм, через который Заксобрание участвует в финансовой поддержке муниципалитетов, это разработка региональных программ, в их числе «Школьный учебник», «Доступный школьный стадион». Сегодня в работе находится программа «Школьный музей». Мы стараемся находить аргументы и убеждаем правительство региона поддержать наши законодательные инициативы.
Решения по дорогам и транспорту
– Одна из самых популярных тем, с которой жители обращаются к депутатам, касается транспортной доступности. Как проблемы в дорожной сфере решаются с участием депутатов?
– Заниматься вопросами транспортного обслуживания невозможно без решения проблем состояния дорог. Почему частники отказываются от пассажирских перевозок в сельской местности? Они не хотят убивать свою технику. Очевидно, что нашему Дорожному фонду требуются новые источники финансирования, чтобы больше объемов выполнялось по ремонту проезжей части. Мы сделали парламентский запрос на имя председателя правительства региона. Предлагаем отчислять не менее 1% от прогнозируемого объема поступлений налога на прибыль организаций, доходы от использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, платы по договорам аренды земельных участков в полосе отвода этих дорог, доходов от платных парковок.
Сегодня в регионе различными социальными льготами пользуются около 700 тыс. человек. И наша задача облегчить им жизнь. Единая социальная карта жителя Иркутской области позволит не только пользоваться льготами, но и оплачивать многие виды услуг, в том числе по пассажирским перевозкам.
Александр Ведерников, председатель Законодательного Собрания Иркутской области
Следующая проблема – пассажирское автобусное сообщение между населенными пунктами. Жители нашего региона часами ждут автобусы и в мороз, и в жару, поскольку по многим маршрутам перевозчикам просто невыгодно выходить в рейс. Депутаты занимают непоколебимую позицию: неэффективные и экономически убыточные маршруты Иркутской области должны компенсироваться из бюджета. Для примера, регулируемых маршрутов, то есть финансируемых из бюджета, в регионе всего 5% от общего числа. А например, в Новосибирской области, схожей по дорожной сети с нами, дотируется 50%. Необходимо создавать такие условия для перевозчиков, при которых они добросовестно и в полном объеме будут выполнять свою работу.
– Законодатели смогли самостоятельно оценить состояние сельских дорог. В начале июня они проехали школьным маршрутом. Какие выводы сделали?
– Действительно, вместе с коллегами на себе прочувствовали, что испытывают школьники, когда едут по маршруту, который вокруг села Парфеново в Черемховском районе. Отмечу, что здесь нужно развозить больше 100 детей из 11 деревень. Поездки по разбитым дорогам – это серьезные нагрузки для всего организма. А детям после такой встряски надо учиться весь день или экзамены сдавать. Предлагаем министерству транспорта и дорожного строительства Иркутской области ввести приоритет при определении финансирования ремонтных и строительных работ. В первую очередь учитывать школьные маршруты и направления, по которым ездят машины скорой помощи.
Будет ли единый электронный проездной?
– Депутаты постоянно на площадке Заксобрания говорят о введении единого электронного проездного билета. Есть какие-то результаты?
– К сожалению, в Иркутской области до сих пор нет единой социальной карты, которая бы была платежным инструментом. Речь не только о том, чтобы льготник мог расплачиваться за проезд не тремя картами, а одной. Сегодня нужно думать и том, чтобы такая социальная карта действовала и на межмуниципальных маршрутах. Для решения вопроса нужно подключать минцифры Иркутской области, поднимать его на приоритетный уровень, до председателя правительства региона.
Сегодня в регионе различными социальными льготами пользуются около 700 тыс. человек. И наша задача облегчить им жизнь. Такая единая карта жителя Иркутской области позволит не только пользоваться льготами, но и оплачивать многие виды услуг, в том числе по пассажирским перевозкам. В других регионах подобные проекты уже реализованы, что называется – бери и делай.
Продолжение интервью читайте в следующем номере газеты «Областная».