Ирина Терновая: Музей – это любовь на всю жизнь!
Заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора Иркутского областного художественного музея Ирина Терновая – очень известный и уважаемый человек в Иркутске. Будучи одним из создателей, а позднее и руководителем Музея истории города Иркутска, она разработала программу его развития, благодаря которой были открыты филиалы – Дом ремесел и Музей чая. 35 лет она руководит клубом жертв политических репрессий «Встреча». Почти 30 лет ведет работу с почетными гражданами Иркутска, результатом которой стали мемуары известных жителей. Она – автор книги «Иркутянка» и нескольких фильмов о наших земляках. В этом году Ирина Терновая отметила юбилей и стала победителем народного конкурса «Гордость земли Иркутской» в номинации «Герой моей малой родины».
– Ирина Ивановна, расскажите о ваших впечатлениях от победы в конкурсе «Гордость земли Иркутской»?
– Мне всегда хотелось стоять у истоков какого-то события, поэтому немного завидовала первым строителям БАМа, первым космонавтам. Но два раза мне повезло быть первой – среди создателей Музея истории города Иркутска и в числе победителей первого конкурса «Гордость земли Иркутской». Я очень благодарна всем, кто за меня проголосовал, моим друзьям, ученикам, коллегам. Само участие – уже большая честь. Еще очень здорово, что это был действительно народный конкурс. Ведь если люди мне оказали доверие, значит, путь, по которому я шла и продолжаю идти, правильный! Хочется поблагодарить организаторов и губернатора Иркутской области, который поддержал эту очень нужную идею!
Фильмы о земляках
– Кто вас выдвинул на конкурс?
– Почетные граждане Иркутска, с которыми меня связывают долгие годы сотрудничества. Без этих замечательных людей не было бы многих моих проектов, в том числе и творческой группы «Алтера» и проекта «Вернуть из небытия» о подвигах иркутян во время Великой Отечественной войны. И киноэкспедиции в Крым, которую мы в июне совершили с оператором Вадимом Алтуховым.
– Расскажите о ваших кинопроектах.
– Фильм «Вернуть из небытия», посвященный сибирякам, которые участвовали в боях под Смоленском в 1941 и 1943 годах, мы начали снимать в 2015 году. Собирали информацию о бойцах 46-й стрелковой дивизии, которая в предвоенные годы базировалась в Иркутске. И я рада, что нам удалось не только снять фильм, но и собрать средства на установку обелиска в честь воинов-сибиряков на мемориальном комплексе «Поле памяти» под Демидовым. Мы также организовали сбор пожертвований на икону «Иннокентия Кульчицкого с воинами». И мне посчастливилось передать ее в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Мы очень рады, что память о наших земляках живет на смоленской земле.
– А что же вы снимали в Крыму?
– Идея фильма родилась у иркутского краеведа, ведущего библиографа нашего города Риммы Григорьевны Михеевой, которая в 2014 году принесла мне материал, рассказывающий о связях между Крымом и Иркутском. Он был издан в небольшой брошюре, но сама Римма Григорьевна вскоре ушла из жизни. И у нас возникла идея создать фильм на основе ее материалов. Съемки проходили в Иркутске, Симферополе, Севастополе, Бахчисарае, Керчи, Анапе, Темрюке, Новороссийске, Смоленске и Москве. Нам помогали коллеги из музеев этих городов. Помимо фильма о Крыме мы снимали продолжение об Афанасии Павлантьевиче Белобородове, ведь в его биографии есть строка о Духовщинско-Демидовской военной операции, о которой мало кто знает. И нам удалось приоткрыть эту страницу его биографии.
В Симферополе нам очень помогало землячество сибиряков в Крыму, которое возглавляет Олег Лобов. И каждый город в нашей поездке был откровением, поскольку мы узнавали новые факты о жизни иркутян. Например, об известном ученом Владимире Обручеве, который работал в Иркутске и преподавал в университете Симферополя. Или об актрисе Иркутского драмтеатра 1920–1930-х годов Александре Перегонец, которая была организатором подпольной группы актеров Симферопольского театра и погибла в фашистских застенках. Особые страницы истории – это Великая Отечественная война. Мы постоянно слышали слова благодарности сибирякам, в том числе иркутянам, которые сражались за эту землю.
В поисках могилы Владимира Сукачева
– Расскажите о том, как в экспедиции проходили поиски могилы Владимира Платоновича Сукачева.
– Да, это было в Бахчисарае. Мне как режиссеру хотелось ответить на два вопроса. Почему последние годы своей жизни он провел в этом городе? И где его могила? На первый вопрос ответ был найден почти сразу, ведь даже в названии этого тихого города слышится слово «рай». Наверняка таковым он и показался людям, которые в 1917 году приехали из голодного Петрограда и увидели можжевеловые рощи, персиковые плантации, сады, лавандовые поля, вдохнули этот потрясающий воздух, попробовали чистейшую горную воду. Кроме того, Бахчисарай уже был связан с Иркутском, ведь при Свято-Успенском мужском монастыре находился храм Иннокентия Иркутского. И в нем не мог не бывать Владимир Платонович с семьей.
А что касается могилы, то мы искали ее в разных местах даже на мусульманском кладбище Ханского дворца, где якобы одна из иркутянок видела его имя. Но времени было мало, и мы сошлись на том, что единственное место, где его могли похоронить, это городское кладбище. Мы прошли по старой его части, пытаясь расчистить какие-то надписи. Но тут нужная более тщательная работа с большим количеством времени и людей. Поэтому оставим эту мечту на будущее. Сейчас наша главная задача – сделать фильм, премьера которого состоится в рамках Международной научно-практической конференции «Сукачевские чтения» в сентябре.
Краевед, историк искусства
– Ирина Ивановна, почему выбрали для себя музейную сферу?
– Моя тетя была историком, и ее учебники стали моими настольными книгами. В пятом классе я зачитывалась ими, как сказками, узнала про древний Рим, Грецию, Восток. Еще у меня был замечательный педагог во Дворце пионеров – Алексей Алексеевич Худяков, историк, режиссер любительского театра «Юность». Когда я окончила университет, он привел меня в краеведческий музей, где я прошла путь от научного сотрудника до заведующей отделом. Потом меня пригласили на работу в музей «Тальцы», и я очень горжусь тем, что была первым замдиректора по науке. Потом поступило предложение, от которого не могла отказаться – создавать Музей истории города Иркутска вместе с командой под руководством Владимира Петровича Шахерова.
То есть музей для меня кодовое слово! Я пробовала преподавать, но это не мое. А музей – это любовь на всю жизнь. У меня и сын работает в этой сфере, и я тоже этим горжусь. Он заведует филиалом Музея истории города – музеем городского быта.
– А чем именно вам нравится работа в музее?
– Музей – это маленький театр, только наши спектакли – выставки. У нас есть своя аудитория. Правда она не аплодирует, но люди оставляют свои отзывы. И это очень живое дело, когда ты сразу же видишь результат своего труда. Кроме того, в музее можно заниматься научными исследованиями. Раньше я себя называла краеведом, теперь – историком искусства, ведь я работаю в Иркутском художественном музее.
– Как началась ваша работа с почетными гражданами?
– С создания музея Истории города, потому что именно почетные граждане – Марк Давыдович Сергеев, Геннадий Михайлович Бутаков, Виталий Сергеевич Рогаль и другие обратились к мэру Иркутска с просьбой об его открытии. Построили экспозицию о почетных гражданах «Иркутская гордость и слава», и администрация города доверила нам создать клуб почетных граждан Иркутска. Они стали нашими первыми дарителями. За эти годы я настолько сроднилась с этими замечательными людьми, что удалось многих из них сподвигнуть на написание мемуаров. Так родились удивительные «Записки иркутянки» Лидии Ивановны Там и «Записки иркутянина» Бориса Алексеевича Демьяновича.
– Есть у вас есть еще какие-то увлечения?
– Очень много. Я преподаю бальные танцы в высшей народной школе при ИГУ. 35 лет руковожу клубом жертв политических репрессий «Встреча». Это тоже отдельная страница моей жизни, в которой еще очень много интересного!