Новый век «Ангары»
Интерактивная экспозиция откроется на ледоколе в Иркутске.
Здесь можно встать за штурвал и почувствовать себя капитаном, изучать азбуку Морзе или научиться рассчитывать азимут. Один из самых необычных музеев Иркутска – ледокол «Ангара» теперь оснащен интерактивной экспозицией, которая будет интересна посетителям всех возрастов. Она откроется 7 сентября.
На стыке истории и современности
Создание новой экспозиции «Век «Ангары»: История старейшего ледокола» стало возможным благодаря национальному проекту «Культура». На эти цели Иркутский областной краеведческий музей получил из федерального и областного бюджетов 15 млн рублей. Открытие выставки состоится в Дни русской духовности и культуры «Сияние России».
– Здесь очень много интерактивных объектов, которые помогут посетителям погрузиться в историю ледокола. Все они очень эмоциональные, интересные, захватывающие, – подчеркнула министр культуры Иркутской области Олеся Полунина. – И это очень важный проект для региона не только из-за того, что «Ангара» – старейший из сохранившихся ледоколов в мире, но и потому, что его судьба связана с судьбами людей в нашей стране.
Экспозиция рассказывает историю ледокола «Ангара» в контексте ключевых исторических событий XX века, а также показывает ледокол как живой организм, объясняя его устройство, назначение помещений, механизмов, судовых приборов. Кроме того, на выставке можно узнать о судьбах капитанов и других членов экипажа. Все современные объекты экспозиции были спроектированы и произведены компанией «Ньютон парк».
– Помещение историческое, сложное, поэтому было проведено его лазерное сканирование. Кроме того, проходы на корабль очень узкие, поэтому нам пришлось разбивать оборудование на небольшие модули, чтобы можно было их пронести на ледокол, – рассказал генеральный директор «Ньютон парк» Антон Шарыпов. – Мы все это изготовили в Красноярске, погрузили на фуру длиной 23 метра и привезли в Иркутск. Потом наша команда в составе шести человек жила здесь полтора месяца и занималась монтажом. Сейчас идет финальный этап – донастройка оборудования.
Путь ледоколов
Экспозиция разделена на два основных раздела. Первый – «Байкальские первопроходцы. Устройство и путь ледоколов» представлен на прогулочной палубе корабля.
– Здесь мы рассказываем о технических характеристиках корабля, о предпосылках, зачем здесь вообще нужен был ледокол, откуда его везли, как собирали, показываем навигационные приборы, – отметил Антон Шарыпов. – Это часть игровая, она максимально интересна для школьников, ведь здесь можно побегать, что-то понажимать, подвигать. Например, первый экспонат «Лента времени» как раз погружает в историю судна, но передвижение по нему у нас необычное. Это напольный кран, по которому движутся льдины. Наступая на них, мы активируем какое-то событие, и оно отображается на экране.
Далее с помощью экрана-сканера, который управляется специальным пультом, можно познакомиться с устройством ледокола. Он как рентген открывает несколько слоев «начинки» судна – ходовую и обитаемую часть. Рядом есть конструктор «Ангары» для детей. Неподалеку – макеты ледоколов «Байкал» и «Ангара». Небольшой рельеф на стене в сравнении показывает «Ангару» с более современными ледоколами «Ленин» и «Арктика».
– Экспонат «Я – капитан» дает каждому посетителю возможность почувствовать себя капитаном и управлять ледоколом, – рассказал Антон Шарыпов. – Вращая руль, мы активируем движения на трех больших экранах. Поворачивая влево и вправо, можем приплыть к определенным географическим местам, посмотреть, что там находится благодаря фотографиям на 360 градусов.
Следующий стенд посвящен географической экспедиции Федора Дриженко и навигационным приборам. Большинство из них также интерактивные. На одном из экранов по компасу посетители могут начертить азимут. Дальше можно познакомиться с устройством барометра, с помощью которого на суднах предсказывают погоду. Следующий стенд рассказывает про шесть ветров Байкала и показывает их направления. Другой интерактивный экспонат представляет на экране алфавит в виде азбуки Морзе.
– С помощью телеграфного ключа вы можете набрать любое сообщение и получить сувенир на память, стоит только нажать кнопку и распечатать открытку со своим сообщением, – отметил Антон Шарыпов.
Через лед и войны
Второй раздел «Через лед и войны» на средней палубе посвящен судьбам людей, связанных с ледоколом «Ангара». Он более исторический, чем первый, однако не менее эффектный и интерактивный. Здесь представлены пять витрин в человеческий рост, в которых созданы образы пяти исторических персонажей, которые и рассказывают об истории ледокола «Ангара».
– Первая личность – министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков, благодаря которому появились Транссиб и КБЖД, в том числе и наши ледоколы, – рассказал заведующий отделом «Ледокол «Ангара» Иван Беспалов. – Здесь мы символически изобразили его рабочий стол. В одном из ящиков витрина с атрибутами его времени, а на столешнице интерактивная панель. Нажимая на нее, на экране можно увидеть всю информацию о КБЖД, тоннели, виадуки, мосты, узнать ее технические особенности и как она строилась. Узнать о работе Байкальской паромной переправы и о биографии Михаила Хилкова. Рядом представлена информация, как прокладывали железную дорогу во льды во время Русско-японской войны. Эту историю также рассказывает голограмма, поэтому основную информацию здесь можно узнать без экскурсовода.
О гражданской войне и трагических событиях, связанных с ней, в экспозиции повествует образ капитана ледокола «Ангара» в 1916–1923 годах Вячеслава Базилевского. Здесь же есть кабинка с деревянной колотушкой – орудием казни политзаключенных участников антиколчаковского восстания.
– Мы старались преподнести эту историю в максимально художественном варианте, потому что она очень тяжелая, – пояснил Иван Беспалов. – Посетитель может войти в специальную кабинку и там узнать об этой трагической гибели людей.
Далее инсталляция в виде расколотого льда, где можно будет фотографироваться, представляет собой своеобразный водораздел времени. Зона, посвященная ледоколу в годы Великой Отечественной, представлена в виде витрин-бочек, в которых расположены личные вещи Георгия Лазо – капитана ледокола с 1942 года и еще одного виртуального рассказчика в экспозиции. Рядом в иллюминаторе можно увидеть фотографию членов команды.
– Следующий рассказчик – механик «Ангары» Петр Александрович Тимошенко, – отметил Иван Беспалов. – В этой части экспозиции речь идет про большой ремонт ледокола. То есть тут мы рассказываем про котлы, почему в качестве топлива уголь заменили на мазут. Это история о том, как развивалась техника, как менялась эпоха. И о том, как это позитивное событие привело к затоплению ледокола.
Последний исторический персонаж в экспозиции – капитан Восточно-Сибирского речного пароходства Виктор Вертянкин – рассказывает об истории подъема ледокола после его затопления и создании первого музея. Рядом представлен уникальный экспонат – водолазный костюм, в котором он трижды поднимал корабль со дна.
По словам Ивана Беспалова, обновление ледокола будет продолжено, в ближайших планах – создание интерактивной экспозиции в машинном отделении.