Казачье – дом родной

Казаческое, Казачинское, Казачье – все это исторические названия одного села, основанного в первой половине XVIII века. Растянувшееся на два с половиной километра вдоль Ангары, Казачье является одним из сел Боханского района, перенесенных из-за затопления в 1960-е. Окна перевезенных и заново отстроенных домов смотрят на широкую ленту воды – где-то там остались родные фундаменты.

Жизнь на новом месте

Дорога до села Казачье из Иркутска занимает около трех часов – асфальт сменяется гравийкой, хлебные поля и буренки соседствуют со степными холмами. На полпути к точке назначения стоит медленно разрушающийся Александровский централ – напоминание о каторжной странице истории Сибири. Спустя еще полтора часа нас встречает деревяная вывеска: «Село Казачье. Основано в 1746 году».

Это Казачье – новое, перенесенное повыше из-за затопления территорий в начале 1960-х, когда вводилась в эксплуатацию Братская ГЭС. Село расположилось у берегов полноводной Ангары, которая медленно подступает к домам на Ангарской и Набережной улицах.

Первым делом идем знакомиться с главой местной администрации Татьяной Пушкаревой. Свой пост она занимает бессменно с 2006 года. У ее рабочего стола стоит кресло с отпечатанным на подголовнике гербом Казачья – на белом поле расположились сосновая ветвь, окунь и речная волна. «Это коллеги на инаугурацию подарили, – говорит она. – На герб облокачиваться как-то неправильно, зато осанка всегда прямая!»

Глава МО «Казачье» Татьяна Пушкарева

Нынешнее здание администрации муниципального образования «Казачье» – бывшая сельская почта.

С этим зданием интересная ситуация: в советское время в одной половине дома располагалось почтовое отделение, в другой жил сам почтальон. Теперь здесь наша администрация, а за стенкой живут внуки почтальона, – рассказывает Татьяна Пушкарева.

В состав Казачинского муниципалитета входят деревни Логанова, Крюкова, Ершова, Черниговская, Тымырей, Байханова. Население – чуть больше 1,6 тыс. человек. Некогда в селе был маслозавод, СПТУ, детский дом, но что-то закрылось, а что-то было перенесено в райцентр. На полях, оставшихся от совхоза «Казачинский», ведется личное подсобное хозяйство, часть земель сдается в аренду.

Самая высокая улица прибрежной части села – Евсеевская, названа в честь бывшего волостного центра. Как и Казачье, село Евсеево перенесли повыше, но неудачно – населенный пункт повторно затопило. Улица из 17 домов – последнее свидетельство существования волостного центра.

В свое время у нас рядом были очень большие, богатые деревни. Из-за укрупнения исчезла деревня Хинь, в Байханова осталось всего три дома. Все потихоньку заглохло. Совхоз был огромнейший – многотысячное поголовье скота, в Черниговской были поля хорошие для выращивания хлеба. Хотелось бы, чтобы все было как раньше: встаешь, а техника уже жужжит, работа идет.

Чтобы воспоминания старожилов сохранились для будущих поколений в год 270-летия села, Татьяна Сергеевна и учитель русского языка и литературы Лидия Козлова выпустили книгу «Помнить вчера, чтобы жить завтра». В ней – многолетняя краеведческая работа руководителей школьного музея: почетного гражданина Боханского района Марии Сайдуковой и учителя истории Ольги Монашевич.

– Когда начала разговаривать с пожилыми людьми, поняла, что они очень много помнят, а мы послушали да забыли, информация уходит в никуда. Например, Клара Леонтьевна, ей сейчас 93 года, и она помнит все! Мы отпечатали первый тираж, оказалось, у людей есть интерес. Заказали второй тираж. Книгу покупали даже те, кто уже давно здесь не живет, на память.

Казачья усадьба

Недалеко от сельской администрации находится социально-культурный центр «Благовест». Под его крышей расположены Казачинский Дом культуры и сельская библиотека. Раньше у Казачинского ДК было свое здание, но в 2010-м его признали аварийным, а чуть позже снесли. Теперь его фундамент – уличная сцена, где для местных жителей проводятся праздники. В ДК действуют 11 клубных формирований; работают вокальные группы, театральные студии, кружки прикладного творчества. Работает Центр казачьей культуры, ставящий целью возродить песенные и танцевальные традиции, быт и ремесло местного населения.

Мы стараемся, чтобы у наших односельчан был разнообразный досуг, – говорит директор Казачинского ДК Светлана Клементьева. – Скоро откроет свои двери казачья усадьба, остались последние приготовления.

Директор социально-культурного центра «Благовест» Светлана Клементьева

Локация, призванная обучить подрастающее поколение народным промыслам, а кадетам казачьих классов показать быт служивых людей, разместилась в доме Филипповых. В сенях стоят дополнительные рамы – их вставят в оконные проемы, когда в Казачье придут холода.

Помню, дедушка моей одноклассницы там жил. Он занимался изготовлением саней. Как заходишь, у него были навесы: где-то готовые были сани, где-то заготовки березовые висят. Не зря же говорят: готовь сани с лета, – вспоминает Татьяна Пушкарева.

Несколько лет строение находилось в запустении, но благодаря районному гранту, полученному в конце 2023 года, удалось приобрести стройматериалы и провести ремонтные работы. В доме всего одна комната с русской печью, от широких половиц немного пахнет свежей краской. Элементы обстановки в усадьбу собирали всем селом: домотканые половики, керосиновые лампы, колотушка-валек для стирки – все старинное, помнящее руки хозяев.

А скатерть – прабабушкина, – Светлана проводит ладонью по ткани, украшенной цветочным узором. – Идея создать казачью усадьбу принадлежит бывшему директору ДК Ларисе Владимировне Федосеевой. Как специалист Центра казачьей культуры, она возглавляет клубное формирование «Волшебный челнок». Его посещают женщины и девочки, учатся ткать. Мы выиграли грант в сфере территориального общественного управления и закупили ткацкие станки «Кросна». Планируем поставить их здесь. Для кадетов казачьих классов в доме будут проводиться беседы о православной вере, истории казачества.

Планы на усадьбу у работников Казачинского ДК обширные: самое главное – завершить ремонтные работы, покрыть крышу новым шифером, облагородить двор. По соседству с ткацкими станками скоро встанут гончарный круг и муфельная печь – Дом культуры выиграл грант на создание гончарной мастерской.

Будет и ручная лепка, и на станках. Сейчас оборудование современное, компактное. Для этого создадим новое клубное формирование, – делится Светлана Клементьева. – Мы занимаемся возрождением народных промыслов, в том числе казачьих, чтобы сделать ребят-казачат ближе к этой культуре, чтобы они знали и умели делать то же, что и предки-казаки.

Казак Кудашкин

Говорят: «Ну откуда здесь казаки? Чего придумываете?» А название тогда откуда? – спрашивают казаки Свято-Покровского хуторского казачьего общества.

Именно от первых поселенцев, казаков, село получило свое название. В книге «Помнить вчера, чтобы жить завтра» приведены воспоминания старожила Михаила Мищенко, который так объяснял происхождение названия: «Брат старше меня рассказывал, что здесь по первости жил казак Кудашкин».

Были у нас казаки, но память о них осталась там, под водой, – говорит руководитель Центра казачьей культуры Алексей Беляевский.

С ним соглашается и атаман Свято-Покровского ХКО Виталий Шишкин.

Многие жители близлежащих деревень и сел – потомки казаков, но сами понимаете, в советское время об этом говорить было нельзя. По маминой и папиной линии у меня казаки. Отец, когда еще жив был, рассказывал, что все наши предки с Дона, но это все, что знаю. А спросить уже не у кого, – с сожалением говорит атаман.

История местного казачьего общества началась с создания в 2009 году народного вокального ансамбля «Казачка», где Виталий Николаевич является солистом.

Народный вокальный ансамбль «Казачка» был создан в 2009 году

Справа для выступления была пошита, но куда ни приедем, говорили: «Ряженые». Решили войти в реестр, вступили в Иркутское войсковое казачье общество в 2021 году.

Сегодня в Свято-Покровском ХКО Иркутского ВКО состоят 23 казака. Есть официально зарегистрированная казачья добровольная дружина, состоящая из 10 человек. Для кадетов казачьих классов они проводят полевые выходы, на которых учат основам выживания в дикой природе.

Новый храм

Ветер на пригорке смешивает сладковатый дух чабреца с горечью полыни, внизу пасутся черно-белые козы, сужается до мелкого ручейка сезонная речка Шелот. Местные жители говорят, что отсюда в ясную погоду можно увидеть Свирск. Окутанные дымкой острова малый и большой Марактуй некогда были единым островом. Ушли под воду и красивый остров Забалги, и Гусятники – совсем мелкие острова, не подписанные на старых картах, но живые в памяти старожилов.

Виден с высоты и мыс, от которого рукой подать до места, где стоял храм Покрова Пресвятой Богородицы. До революции это был большой приход – около трех тысяч человек, больше было только у храма в затопленном Евсеево.

До 1930 года простоял наш храм, из него сделали клуб. Но он сгорел, – рассказывает руководитель Центра казачьей культуры села Казачье Алексей Беляевский. В июле он принял сан диакона и служит в Храме Пророка Божия Ильи поселка Бохан. – В клубе у нас есть икона Николая Чудотворца, принесенная из школьного музея, я еще в школе учился, а она уже была. Возможно, из храма.

В дореволюционные времена Свято-Покровский храм был не только центром религиозной жизни, но и административной. На возрождение храма сбор пожертвований начался в 2016-м. Понемногу, своими силами – камни в фундаменте прихожане приносили с берега Ангары, и пусть не такой большой, как в старые времена, но в Казачье появился храм. Службы начались уже на стадии заливки фундамента, только в зимнее время прихожане собирались в «Благовесте».

Средства – от местных прихожан, жителей соседних деревень, односельчан, живущих далеко от малой родины, участников народного вокального ансамбля «Казачка», но помогают иногда и местные предприниматели. Храм постепенно наполняется: часть утвари привезли из других церквей, что-то, когда подкопим, заказываем сами. Часть икон – из войскового храма Иркутского ВКО – храма Александра Невского, аналои и покровцы пожертвовали прихожане из Каменки.

Своего времени ждет Престол – пока он затянут пленкой и не освящен, в будущем займут свое место на иконостасе лики святых. Впереди еще немало работы, признается Алексей Беляевский, но главное – начать.