Узоры для деревянных памятников
Вырезают иркутские школьники и студенты.
Иркутские школьники и студенты восстановили орнамент «Лиры» на памятнике деревянного зодчества на Марата, 62. Это уже второй дом, декор на котором восстановлен благодаря краеведу и педагогу Юлии Железновой. Ее желание приобщить молодежь к иркутской истории переросло в серьезный проект, который поддержало не только руководство учебных заведений, но и Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
Архитектурный код
– Интерес к деревянному зодчеству у меня возник еще в студенчестве, я всегда присматривалась к этим старинным домам, узнавала их историю, – рассказывает Юлия Железнова. – Когда десять лет назад, чтобы не забыть немецкий язык, я начала работать гидом-переводчиком, увидела, какой восторг вызывали эти привычные для нас домики у иностранцев. Потом много работала с русскими туристами, объясняла им – в чем ценность и особенность наших домов. А сейчас началась новая волна – деревянным зодчеством стали массово интересоваться иркутяне. Но особенно мне нравится рассказывать о нем детям, потому что они наиболее восприимчивы к этой информации.
Деревянное зодчество не случайно называют одним из культурных кодов России, по которому можно изучать быт и уклад наших предков, их верования и традиции. Даже конструктив дома воспроизводит представление о мифологическом мироустройстве, не говоря уже об узорах деревянных памятников, которые архитектор Марк Меерович, назвал «обережной молитвой, воплощенной в дереве». Кстати, в Иркутске сложились свои виды узоров, они не повторяются в других городах, поэтому, изучая их, можно многое узнать о жителях прошлых столетий.
Подпись к фото
Декор подоконной части дома на Марата, 62, был закреплен собственником. После этого его покрасили волонтеры в рамках акции «Фасадник»
– Три с половиной года назад мне в руки попали чертежи дома на Грязнова, 19, выполненные Центром по сохранению культурного наследия Иркутской области, – вспоминает краевед. – Тогда и возникла идея, что дети в школе на уроках технологии могли бы вырезать элементы убранства памятника. И это логично, ведь у нас деревянный город, но обычно дети на уроках труда вырезают портреты Джокера! В итоге мы взяли чертежи, распечатали их, перенесли на дерево. Проект был пилотным, но я увидела, что ученики старших классов вполне в состоянии вырезать пропильную резьбу.
Однако первый декор не вышел за пределы школы. Во-первых, не был соблюден масштаб детали. Во-вторых, дом на Грязнова, 19, – объект культурного наследия, на котором нельзя проводить никакие работы без специального разрешения. Тогда над проектом работал всего один учащийся иркутской школы «Точка будущего» девятиклассник Никита Мишин. Выполненная им резьба стала его экзаменационным проектом.
Узорная лопатка на усадьбе Белозерова
– Дальше я предложила ученикам 7 и 8 классов сделать групповой проект – изготовить детали и закрепить их на реальном здании. Идея была в том, чтобы вместе с детьми найти дом с интересной резьбой, который не является объектом культурного наследия. Остановились на бывшем доходном доме усадьбы Белозерова на Марата, 40. Для меня было важно, что он находится на первой линии, ведь очень хотелось, чтобы дети потом как можно чаще видели этот дом, чувствовали свою сопричастность, – подчеркивает Юлия Железнова.
Про доходный дом на Марата, 40, в усадьбе купца Евгения Белозерова известно немногое. В частности, то, что построен он был в начале XX века. Интересен его необычный декор, а именно узор лопаток – накладных деталей, расположенных по углам дома, аналогов которым на данный момент в Иркутске нет. Орнамент представляет собой сочетание повторяющихся элементов: цветок или крест в круге – славянский символ вселенной, по другим источникам – символ огня, а ромб с волнистыми линиями в овальном обрамлении – символ движения.
– Мы выбрали лопатки, потому что они расположены не на окне, и ни к какой конкретной квартире не относятся, – продолжает краевед. – Кроме того, они находятся невысоко – на уровне первого этажа. Архитектор Центра по сохранению объектов культурного наследия Маргарита Дмитришина сделала для нас чертеж, и мы начали работать над проектом в октябре 2022 года. А в феврале 2023-го дом внесли в реестр объектов культурного наследия. То есть когда у нас уже практически были готовы детали, мы поняли, что ничего крепить на памятник нельзя! Я записалась на прием к руководителю Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталию Соколову и взяла с собой одну из лопаток. Рассказала о проекте и о том, что мы изготовили элементы декора по чертежам их сотрудника. Его вердикт был: «Крепите! А на следующий год берите еще один объект, мы вас поддержим».
Так Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области стала партнером проекта.
– У Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области есть лицензия министерства культуры РФ на разработку проектной документации для ремонта объектов культурного наследия, поэтому мы с радостью согласились участвовать в этой работе, – говорит главный архитектор учреждения Юлия Яскина. – Ведь помимо пользы для конкретного объекта культурного наследия, облика улицы и города в целом есть еще и вклад в будущее детей. Создавая своими руками элемент утраченного декора памятника, дети изучали этот объект и узнавали историю его создания, какие-то интересные факты, а это уже шаг в сторону интереса к профессиям, связанным с реставрацией.
Интересные лиры
На следующий год выбор пал на одноэтажный памятник на Марата, 62. Потому что он в очень хорошем состоянии – крепкий, сухой, в нем живут люди, а на фасаде – интересные лиры. Вообще, в Иркутске несколько домов с орнаментом лиры – древнегреческим символом вдохновения, поэтического и музыкального творчества.
Знаки солнца, дождя и поля
«Деревянное узорочье этого дома, возведенного в конце XIX века, как и многих других иркутских домов, построенных в этот период, содержит знаки, выражающие обрядно-мифологические представления наших предков, связанные с земледельческим культом, – пишет архитектор Марк Меерович. – Если мы посмотрим на самый верх окна, увидим, что он украшен полукругом посредине и еще двумя четвертинками кругов по краям, что символизирует небесное светило в трех состояниях ежедневного ритмически повторяющегося цикла солнцехода: восход, полдень и закат. Наличие знака солнца в нижней части окна объясняется тем, что представления о мире у древних славян имели трехчисленную структуру. Солнце после прохождения по небесной части своего пути спускалось под землю, где омывалось в подземных водах, а затем вновь восходило на небе, чистое и жизнетворное. На деревянных наличниках дома по улице Марата, 62, мы встречаем знаки дождя (хлябей небесных), изображенные в виде деревянных капель, направленных вниз, к знаку поля. Ниже располагается один или два прямоугольника или ромба или плоские геометрические фигуры иных конфигураций. Это знаки поля, причем поля «засеянного», благодаря изображению семени. Таким образом, наши предки просили благосклонности у природы, чтобы получить хороший урожай».
– Видя разные узоры на деревянных домах, мы можем составить портрет владельца, который когда-то выбирал эти узоры, – говорит Юлия Железнова. – Один предпочитал традиционные языческие орнаменты, другой был поклонником «высокого искусства» и заказал барокко для украшения своего дома. Владелец этого дома, видимо, был человеком неординарным, он выбрал древнегреческий символ – лиры. Возможно, он писал стихи, музицировал, а может, был поклонником театрального искусства, тем более, что Иркутский драмтеатр находится в двух шагах от этого дома.
Памятнику на Марата, 62, очевидно, везет с жильцами, ведь собственник дома принял самое деятельное участие в этом проекте. По словам Юлии Железновой, владелец дома сам пытался восстанавливать декор, но у него ничего не получилось, ведь там сложная резьба:
– Когда мы с архитектором Маргаритой Дмитришиной снимали с него мерки, оказалось, что все лиры в этом узоре отличаются друг от друга по размеру, и разбег там иногда до сантиметра. И это неудивительно, ведь лиры изготавливались вручную.
Из-за сложности узора ученикам 7–9 классов школы № 19, где сейчас работает Юлия Железнова, под руководством учителя технологии Олега Савельева удалось вырезать только шесть элементов. Всего лир на доме 39, из них 12 элементов были частично утрачены и нуждались в замене.
Тогда краевед обратилась к преподавателю Иркутского техникума архитектуры и строительства Борису Яровому и предложила включиться в проект. В итоге он лег в основу дипломной работы студентки Дарьи Воронцовой, которая изготовила еще шесть деталей.
– Этот проект – редкая возможность для нашей студентки прикоснуться к реальному памятнику, поработать на нем, изучить его. Такая практика дорогого стоит для будущего специалиста, – считает Борис Яровой.
– Это была моя первая подобная работа, мы ездили на памятник, проводили замеры, чтобы сделать все максимально качественно, – делится впечатлениями Дарья Воронцова. – Изучая дом, я много нового узнала об иркутском деревянном зодчестве. Мы сейчас собираем информацию о доме, его жильцах, архитектурных и функциональных особенностях, символике декора. Все это ляжет в основу моей дипломной работы.
Зодчество на кончиках пальцев
Кстати, проект в школе № 19 был многоступенчатым. В то время, как ученики 7–9 классов выпиливали лиры, пятиклассники изучали символику узоров на этом и других иркутских домах и готовили теоретическую часть проекта.
– Еще мы с девчонками сделали коллекцию дизайна для ногтей на основе иркутской деревянной резьбы, – продолжает Юлия Железнова. – То есть я пыталась показать ученикам, что в этом декоре есть огромная художественная ценность.
– Замечательно, что в этом проекте дети работают с деревом, а это наш природный материал, – говорит директор школы № 19 Светлана Большещапова. – Кроме того, так интересно воспроизвести исторические детали, которые были созданы сотню лет назад. И когда его воссоздает подрастающее поколение – это как нить памяти, протянутая из прошлого в будущее. Я лично считаю, что деревянное зодчество – настоящая изюминка города Иркутска. Благодаря этим домам он всегда очень нарядный, теплый и уютный.
Юлия Железнова признается, что ей особенной нравится рассказывать о деревянном зодчестве маленьким детям:
– Меня периодически приглашают проводить занятия на эту тему в детских садах и в младших классах школы. Казалось бы, ребятишки там очень маленькие, и можно подумать, что это им неинтересно. Но я приношу настоящие деревянные детали, и это вызывает у них восторг. Например, когда я приносила лиры, они начинали изображать, будто они играют на гитаре или на скрипке. То есть дети сразу смотрят вглубь – видят музыкальный инструмент. Соответственно, с ними уже проще рассуждать о том, почему когда-то владелец этого дома заказал именно такие детали. За этими узорами на фасаде они начинают видеть личность человека, который там когда-то жил.
Сейчас краевед готовит серию бесплатных экскурсий для учителей иркутских школ и занятия, где педагоги на основе увиденного могли бы придумать будущие проекты с детьми.