Олег Причко: Мы поддерживаем теплосети в надежном состоянии

Буквально несколько дней остается до старта отопительного сезона в Иркутской области. Все ли теплоисточники готовы к зиме? Сколько стоит отопление в сравнении с другими регионами? На какой стадии находится строительство теплового луча по улице Баррикад в Иркутске? Будет ли в регионе построена новая станция, чтобы снять проблему дефицита энергии? На эти и другие вопросы ответил Олег Причко, генеральный директор Байкальской энергетической компании (входит в Эн+).

 

– Олег Николаевич, последние зимы в регионе суровые – аномальные морозы стали обычным явлением. Справятся ли ТЭЦ Иркутской области с пиковыми нагрузками?

– Готовиться к новому отопительному сезону, который вот-вот уже начнется, мы начали еще не завершив предыдущий. Как раз, когда отступили аномальные холода, приступили к подготовке к ремонтным работам. Обычно в январе или в феврале пиковые нагрузки снижаются, и мы думаем уже о следующей зиме. Нами проведена довольно серьезная работа, чтобы у жителей региона было стабильное теплообеспечение в домах. Опыт последних лет показывает, что зимний период проходим без серьезных аварий.

 

– А сколько объектов пришлось подготовить к отопительному сезону?

– У нас полтора десятка ТЭЦ. Почти две тысячи километров тепловых сетей, причем надо умножить на два, так как трубы идут в двух направлениях – прямом и «обратка». Основные крупные города Иркутской области имеют в своем составе либо ТЭЦ, либо котельную, либо то и другое вместе, как в Иркутске. У нас большое насосное хозяйство, требующее серьезной кропотливой работы. Не боюсь похвалить наш коллектив, а это почти две тысячи сотрудников из ремонтных предприятий, где работают специалисты экспертного уровня и высокой квалификации. Считаю, что мы готовы к наступлению зимы!

 

 

– Откуда берется финансирование на модернизацию теплосетей?

– Для всех субъектов естественной монополии, и Байкальская энергетическая компания не исключение, установлены тарифы на тепловую энергию. Регулятор, уполномоченный государственный орган в области регулирования тарифов, определяет те виды работ, которые должны быть выполнены, в том числе задачи по ремонтам и модернизации тепловых сетей. На это выделяется сумма, заложенная в составе тарифа. Средства в виде тарифной выручки поступают в компанию, а дальше уже адресно направляются на конкретные мероприятия, предусмотренные тарифно-балансовым решением. По итогам выполнения работ мы готовим отчеты в надзорные органы и службы по тарифам Иркутской области.

 

– Любую тепловую сеть в городе можно сравнить с кровеносной системой. Какой возраст вы можете дать крупным городам нашего региона, если сравнить состояние инфраструктуры с возрастом человека?

– Отдельно взятый Иркутск находится в зрелом возрасте, потому что средний срок службы теплосистемы в городе довольно высокий. Нам, в силу того, что мы профессионалы своего дела, в условиях тех возможностей, которые даны нам государством, удается поддерживать тепловые сети в достаточно надежном, работоспособном состоянии. Но есть государственные нормативы обновления, которые, к сожалению, в существующих тарифных решениях выполнить пока не получается. Почему? Основная причина в недостаточности самих ресурсов, которые в составе тарифа наполняют тарифную выручку. Не случайно год назад полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев обратил внимание на эту проблему. Есть специальное протокольное поручение главам регионов Сибири, ресурсоснабжающим организациям и тарифным органам эту задачу специальным образом проработать, найти решение и добиться нормативных сроков замены. Это, конечно, все будет постепенно происходить, потому что требует довольно серьезных ресурсов.

 

 

Повторюсь, мы в целом обеспечиваем надежность теплосистемы, что подтверждают контролирующие нашу работу надзорные органы. Вместе с тем, мы понимаем, что в результате эксплуатации надежность оборудования снижается. Поэтому, конечно, к нормативу нужно стремиться, и вместе с правительством региона мы движемся к решению этой задачи.

 

– Почему при строительстве теплового луча выбрали именно район Баррикад, а не Ново-Ленино или Байкальский тракт?

– Тепловой луч по Баррикад пройдет в территориях предместий Марата и Рабочее, Радищево, где очень ограниченное теплоснабжение. Там еще работают полтора десятка муниципальных котельных на мазуте и угле. Эти теплоисточники не имеют практически никаких современных устройств для очистки дымовых газов, также они имеют низкие дымовые трубы, соответственно, зона рассеивания у них низкая.

Проектом предусмотрено, что будут соединены тепловые лучи, выходящие на Маратовскую развязку с коллектора, который под Глазковским мостом, с тем лучом, проходящем в нижнем бьефе Иркутской ГЭС через вантовый переход. Участок теплосети по улице Баррикад как раз и соединит их.

Строительство теплового луча поможет решить экологическую задачу, обеспечит надежное теплоснабжение. Не менее важно, что у этой территории открываются колоссальные перспективы развития. Мы с вами является свидетелями создания нового Иркутска, с широкими магистралями, современной застройкой и жильем нового поколения.

 

– Порой звучит такое мнение, что в Иркутске высокая стоимость отопления. В других городах страны также много платят?

– Тарифы, которые установлены для Байкальской энергетической компании в Иркутской области, в полтора раза ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. Для сравнения, наши коллеги в Республике Бурятия платят на почти 80% дороже, чем оплачивают жители нашего региона. При этом энергетическое оборудование для больших энергетических компаний одинаковое. У нас котельных заводов в России всего три, поэтому продукция у всех крупных генерирующих компаний с этих заводов. Соответственно, все запасные части и материалы для ремонта тех же тепловых сетей идут по одной номенклатуре. Трубы мы тоже покупаем у одних и тех же поставщиков. И при разнице в полтора раза в меньшую сторону наших тарифов, естественно, наши коллеги чувствуют себя более свободно, скажем так, у них больше возможностей для ремонтной деятельности. Правда, на надежности тепловой системы, как мы видим, это не всегда отражается.

 

– Сегодня многие предпочитают жить в загородных домах. Какие энергоэффективные технологии вы можете посоветовать хозяевам частных домов?  

– Если речь идет о частном жилье, то, конечно, желательно было бы иметь какой-то дополнительный теплоисточник, которым можно было подстраховаться на случай какой-нибудь непредвиденной ситуации. У меня в доме, например, кроме электрического котла есть еще и дровяная печь. Также нужно провести тепловизионное обследование своего дома. Это наглядно покажет, где в здании есть утечки тепла. Я вынужден был поменять окна, чтобы не обогревать улицу.

 

 

– В утвержденной схеме развития электроэнергетики России, даже с учетом новых блоков на ТЭЦ-11, прогнозируется дефицит мощности в объеме более 1300 мегаватт. Будет ли компания инициировать строительство новой станции?

– Разведанных запасов угля в Иркутской области нам хватит более чем на 100 лет. Поэтому сейчас в качестве базового топлива, конечно, рассматривается уголь. При этом правительство региона и энергетики ищут варианты и способы перевода существующих объектов, в том числе существующих ТЭЦ, на газ.
Мы прорабатываем новые генерирующие мощности. Первоначально на конкурсе новой генерации, который проводит государство, было отобрано два наших проекта – два блока по 230 мегаватт суммарной мощности, итого 460 мегаватт на ТЭЦ-11. Недавно состоялось подведение итогов еще одного конкурса, где также победил наш проект. В результате на станции в Усолье будет построено три блока по 230 мегаватт каждый, это позволит получить мощность 690 мегаватт. До этого ТЭЦ-11 была установлена мощностью 320 мегаватт.

Поэтому дефицит к 2028-2029 году будет серьезно сокращен, а то, чего не будет хватать обеспечат перетоки по линии электропередач. В России существует единая энергетическая система. Все генерирующие объекты всю свою выработку отдают в единую национальную электрическую сеть, а дальше уже распределяют по потребности тому, кому это нужно.

Реклама ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация»