Спектакль про деньги и про любовь
В Иркутском драмтеатре поставили повесть Валентина Распутина «Деньги для Марии»
О цене человеческой жизни, об отношении к чужой беде и о реальной ценности денег размышляли артисты Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова в спектакле «Деньги для Марии» по повести Валентина Распутина. Его премьера состоялась 5 сентября на основной сцене. Этой постановкой театр открыл 175-й юбилейный сезон.
– Валентин Распутин – родной автор для Иркутска и для нашего театра, без его произведений мы не мыслим нашу афишу, – отметил главный режиссер Станислав Мальцев. – В прошлом сезоне у нас на малой сцене состоялась премьера спектакля «Живи и помни», а в этом году мы выпустили «Деньги для Марии». Его произведения проникнуты глубоким пониманием человеческой души, они про любовь и про то, на что люди готовы во имя нее.
Для спектакля «Деньги для Марии» главный художник театра Александр Плинт создал парящую деревню. Окна с фрагментами фасадов и деревья зависли в воздухе над сценой. На ее поверхности в центре мы видим часть зеленого вагона, в котором главный герой Кузьма (Сергей Солянников) отправляется к брату, чтобы занять деньги, которые должны спасти его жену Марию (Евгения Гайдукова). Такое оформление спектакля, а также свет, музыка и пластика создают ощущение нереальности происходящего и становятся символическим отражением повести Валентина Распутина, которая состоит из снов и воспоминаний. С одной стороны – это достоверно передает состояние людей, столкнувшихся с бедой, когда буквально почва уходит из-под ног. С другой – намекает на то, что эта по сути бытовая ситуация становится некой высшей проверкой для всех жителей деревни.
– Как и все великие писатели, Валентин Распутин пророчески предвещал, что будет происходить с человеческими душами десятилетия спустя, – считает Станислав Мальцев. – Повесть «Деньги для Марии» была первой в творчестве, но уже тогда он предчувствовал эти изменения. Поэтому в нем он поднимает вопросы о смысле жизни и роли денег во взаимоотношениях между людьми. Когда мы отвечали на них, у нас возникли размышления о парадоксах человеческой природы, о том, насколько быстро мы теряем чувство сострадания, подменяя его равнодушием и холодным расчетом. Именно эти темы и делают произведение таким важным для нашего времени.
В семье героев беда случилась внезапно. Марию, продавщицу единственного в поселке магазина, обвинили в недостаче. Избежать суда можно, только если за пять дней вернуть в кассу 1000 рублей – сумму, для советской семьи того времени запредельную. Муж Марии – Кузьма, охваченный страхом за жену, отправляется занимать у односельчан. И это становится своеобразной проверкой на совесть для всех жителей. Например, тетка Наталья (Ольга Шмидгаль) отдает Кузьме деньги, которые она скопила на похороны. А Степанида (Марина Елина, Наталья Родина) оставляет просителя ни с чем. Во время этих поисков Кузьма и другие герои часто размышляют о роли денег в жизни человека:
«Когда у нас раньше бывало, чтоб деревенские друг дружке за деньги помогали? Хошь дом ставили, хошь печку сбивали – так и называлось: помочь. Была у хозяина самогонка – ставил, не было – ну и не надо, в другой раз ты ко мне придешь на помочь. А теперь все за деньги. Огород спашет – десятка, сена привезет – десятка, а если отвернется, не чихнет на тебя, то дешевле – рубль. Работают за деньги и живут за деньги. Везде выгоду ищут – ну, не стыд ли?», – сетует дед Гордей (заслуженный артист РФ Николай Дубаков, Андрей Винокуров).
Поиск денег оборачивается для героя неприятным открытием – оказывается, те, кто еще совсем недавно в войну делились друг с другом последним куском хлеба, за годы хорошей жизни стали черствее и равнодушнее.
– У современного человека при погружении в произведение «Деньги для Марии» может возникнуть много вопросов, много непонимания, несовпадения с сегодняшним днем, – считает Евгения Гайдукова. – Ведь герои того времени настолько совестливы, настолько чисты в своих намерениях и поступках, что даже не верится, что так бывает. Они живут для кого-то, а не для себя, в отличие от наших современников.
Перемены происходят также в душах Марии и Кузьмы. Они вдруг опомнились, что все эти годы как будто не жили по-настоящему. Но, как ни странно, беда сделала их отношения более близкими.
– Нам всем чего-то всегда не хватает в жизни, кому-то любви, кому-то денег, кому-то понимания, – считает Станислав Мальцев. – И в этом спектакле мы стараемся ответить на вопрос: почему человек все-таки несчастен? И где то самое счастье, которое все ищут? Как ни странно, когда главные герои теряют возможность быть счастливыми, они становятся по-настоящему счастливы. Ведь они узнают себя и мир вокруг.
Еще одной проверкой становится поездка Кузьмы к брату, который живет в городе. Ведь в деревне он смог собрать чуть больше половины нужной суммы. Но пройдет ли он ее – неизвестно. Финал спектакля, как и повести Распутина, остается открытым. Только как вестник надежды – пронзительный ветер, который дует весь спектакль, сменяется пушистым снегом.