О дошкольном воспитании рассказали в пресс-центре газеты «Областная»

19 сентября в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция на тему: «Дошкольное воспитание в Иркутской области», посвященная День воспитателя и всех дошкольных работников, который отмечается 27 сентября.

Главный постулат государственной политики РФ в сфере дошкольного образования – его доступность, – отметила заместитель министра образования Иркутской области Наталья Краснова. – Дошкольные образовательные программы могут реализовываться по желанию родителей, но большинство предпочитают отдать своего ребёнка в детский сад, для того чтобы он получал воспитание не только в семье, но и в обществе. Доступность образования малыша от двух месяцев до 8 лет не зависит от места жительства. Второй постулат – вариативность образования в зависимости от потребности родителей. Это может быть воспитание на дому, в детском саду, в частной дошкольной организации. Дошкольное образование доступно для всех детей, в том числе – с ограниченными возможностями здоровья. Для них создаются образовательные программы и детский сад не вправе отказать родителям в реализации таких программ. Единство образовательного пространства дошкольного образования, обеспечение единых подходов действует на всей территории РФ и направлено на сохранение культурных особенностей, традиций народов и на учет интересов и запросов участников образовательных отношений, на повышение включённости законных представителей и родителей в процесс воспитания детей, преемственность от дошкольного, к школьному образованию. 

Сегодня дошкольное образование переживает революционный период в своей методической, методологической и целевой части, – дополнила заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», кандидат психологических наук Ольга Зайцева. – Утверждённая Федеральная образовательная программа поставила перед нами новые ориентиры в проектировании образовательной деятельности с детьми. 

 

К концу текущего года будет принята Концепция развития дошкольного образования до 2030 года. В качестве реперных точек выделены актуальные для педагогического сообщества направления. 

 

Одно из значимых – это непрерывная профессиональная подготовка специалистов. Иркутская область в этом вопросе выстраивает систему: «педагогический колледж – педагогический институт». Второе актуальное направление – усиление воспитательных практик. Современные психологические исследования доказывают, что дети XXI века по характеру своего психического развития серьёзно отличаются от детей двадцатого века по такому параметру, как социальные эмоции. Они менее направлены на других и более направлены на себя, при высоком уровне умственного развития.  Здесь важен переход образовательного процесса в детском саду на событийный контекст. В сотрудничестве с Институтом развития образования Иркутской области мы уделяем огромное внимание разработке региональных программ, связанных с усилением в области патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

 

Актуальной остается задача цифровизации образовательной среды современных детских садов. На региональном уровне в течение ряда лет реализуется федеральный эксперимент в области STEM-образования, эксклюзивные практики цифрового обучения детей.

 

Сегодня в Иркутской области действуют 839 детских садов, в том числе 17 – частных, которые имеют государственную лицензию на ведение образовательной деятельности. Это не касается организаций присмотра и ухода за детьми, которым не требуется лицензии на образовательную деятельность. Мы оказываем частным образовательным организациям методическую помощь. Они работают в тесной связи с региональным министерством и с муниципалитетами на своих территориях. Также у нас работают 181 общеобразовательная организация, реализующая программу дошкольного образования, это начальные школы-детские сады. Три таких детских сада есть даже при частных школах, – подчеркнула Наталья Краснова. – С 2019 года в регионе построено 39 объектов дошкольного образования на 5443 места. В 2023 году в рамках регионального проекта «Содействие занятости» (федерального проекта «Демография») построено два детских сада: в городе Иркутске на 220 мест и в посёлке Усть-Куда Иркутского района на 145 мест. В рамках регионального проекта «Современная школа», который входит в нацпроект «Образование», за счёт консолидированного бюджета построено две школы с 60 местами для дошкольников. Это 20 мест в Нижнеилимском районе (посёлок Соцгородок) и 40 мест в Тайшетском районе (деревня Старая Акульшет). В 2024 году приняли детей вновь построенные детский сад на 140 мест в р.п. Октябрьский (Чунский район) и школа-сад с 40 местами для дошколят в с. Алыгджер (Нижнеудинский район). В этом году завершается возведение еще трех детских садов в Иркутске, Тулунском районе и в Черемхово в общей сложности на 300 мест. Также ведётся строительство трёх детских садов на 570 мест по государственной программе «Развитие образования» – в Тулуне на  240 мест, в рабочем поселке Маркова – на 240 мест и на 90 мест в посёлке Центральный Хазан Зиминского района.

С 2019 года капитально отремонтированы 74 здания детских садов. С 2025 года по новым национальным проектам заявлен капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций.

Учитывая демографическую ситуацию, в настоящее время мы наблюдаем снижение численности детей дошкольного возраста, такое происходит периодически. В 2023 году было зарегистрировано 201 623 ребёнка младше 7 лет. С 2018 года снижение составило 43 387 человек (18%). Это наблюдается во всех муниципальных образованиях, исключение составляет Иркутский район, в котором за счёт миграции населения прибывают дети дошкольного возраста, и там их число возросло на 17%. К 2030 году мы прогнозируем по региону снижение дошкольников еще на 18%. С 2025 года по поручению президента РФ начнет действовать программа по демографии. Если все меры государственной поддержки будут приняты, возможно, такого сильного проседания не заметим. Детские сады у нас посещают сегодня 128 332 ребёнка. Уменьшается количество детей в пяти районах – Слюдянском, Усть-Илимском, Бодайбинском, Зиминском и Мамско-Чуйском. В 2023 году из детсадов выпустилось 10,5 тысяч детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (их примерно 9%). В перспективе возможно предоставление мест в детских садах детям с двух месяцев. Уже есть детские сады, где открыты ясельные группы.

Ольга Зайцева подробнее рассказала о современных стратегиях воспитания:

Дети XX века – это были дети-почемучки, а дети XXI  века – зачемучки. То есть смысловой контекст образовательной деятельности меняется вместе с ними. Не случайно и изменения в практико-образовательной деятельности интегрированы в целостный процесс. В качестве ключевых стратегий мы видим возрождение лучших традиций советского дошкольного воспитания в рамках работы с детьми раннего и младенческого возраста.

Дошкольное образование очень бережно относится и стремится разрабатывать эффективные практики инклюзивного образования и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общей контекст.

Кроме этого, актуальным и интересным для системы дошкольного образования сегодня является так называемый средовый подход – «коридорная педагогика»,  «говорящие стены». Сегодня педагог детского сада сосредоточен на создании условий для полноценной самореализации ребёнка, много делает для того, чтобы детские замыслы, интересы были максимально удовлетворены. Поэтому система дошкольного успешно интегрируется с системой дополнительного образования, для того, чтобы построить наиболее продуктивные индивидуальные образовательные маршруты. В педагогическом институте к этому уже готовы. Мы в преддверии большого юбилея – 115 лет от начала подготовки педагогических кадров для Иркутской области и СФО. Кафедре дошкольного образования в институте почти 70 лет. На очной форме у нас идёт подготовка на пятилетнем бакалавриате специалистов дошкольного и дополнительного образования (направления художественного, эстетического, цифрового, познавательного развития). По заочной форме обучения подготовка имеет психолого-педагогическую модальность.

Директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» Людмила Сидорова рассказала о федеральной программе «Профессионалитет», реализуемой на базе колледжа:

Выделение серьёзной поддержки для обновления материально-технической базы колледжей по федеральному проекту «Профессионалитет» позволяет сегодня сделать их привлекательной площадкой для получения педагогического образования. Мы очень ярко видим изменения портрета наших абитуриентов. От случайных людей мы пришли к конкурсу от 2 до 4 человек на место. В систему среднего профессионального педагогического образования достаточно уверенно пошли представители династий. Это говорит о том, что профессия педагога становится престижной. Абитуриенты видят, что есть определённые привилегии, достоинства для того, чтобы заниматься этой деятельностью. Также очень важная тенденция – это социальная активность наших студентов. Они сегодня идут не просто как люди, получающие профессию воспитателя, но и как те, кто хотел бы изменить социальную ситуацию. Ориентир на продолжение образования тоже является одной из тенденций для ребят, которые выбирают педагогическую профессию. Профессионалитет – это не только создание новой материально-технической базы организации. В первую очередь, это изменение акцентов образовательной деятельности. Мы вводим практико-ориентированный контекст, учим студентов работать с разными категориями детей в рамках индивидуализации образовательной деятельности. Активными участниками образовательной деятельности стали работодатели. Сегодня 25% педагогических работников колледжа – это представители детсадов.

 

Люди с мест учат наших студентов, которые уже в реальном режиме видят, как осуществляется дошкольная образовательная деятельность. Молодые педагоги при выборе профессии ориентированы на саморазвитие. Нам важно на марше менять образовательные технологии и самое главное – не растерять этот интерес, поддержать его.