Навигаторы для школьников

За что отвечает советник директора по воспитанию?

Чем полезным и интересным занять школьников во внеурочное время? Уже третий год этим занимаются советники директоров образовательных учреждений по воспитанию и работе с детьми. Сегодня новая должность введена во всех школах Иркутской области, за исключением малокомплектных и коррекционных.

 

Жесткий отбор

Познакомиться с результатами работы советников директоров школ по воспитанию. Такую возможность получили общественные деятели и активные родители, для которых в иркутской школе № 17 провели пресс-тур.

Мы помним времена, когда в школах были пионервожатые, которые помогали детям проявлять себя, – отметила замминистра образования Иркутской области Наталья Краснова. – Сегодня в современных школах эту роль выполняют советники директоров. Они появились в 2022 году в рамках Всероссийского проекта «Навигаторы детства» по нацпроекту «Образование». Их задача организовать воспитательную работу в школе или внеклассный досуг, вовлечь в детское общественное объединение, определить, чего хочет ученик, что умеет, к чему склонен, что ему больше нравится, какая профессия привлекает.

На сегодняшний день 613 советников по воспитанию работают в 580 образовательных учреждениях региона. С прошлого года новые педагоги появились и в среднем профессиональном образовании области – 85 советников. Это не студенты, не психологи, а профессиональные педагоги, которые прошли довольно жесткий отбор. Предпочтение отдавалось молодым специалистам, поскольку, как показывает практика, им проще найти общий язык со школьниками. В 2023 и 2024 годах все советники прошли обучение на базе педагогических вузов в Москве, Благовещенске, Томске, Ульяновске, Новосибирске и других городах России.

 

Новая философия воспитания

Региональный координатор проекта «Навигаторы детства» Иркутской области Оксана Бичевина пояснила, кто такие советники директоров и чем они конкретно занимаются:

Это педагоги, которые организовывают воспитательный процесс по современным методикам, основанным на духовно-нравственных ценностях. Такой подход называют «новой философией воспитания». Советники помогают раскрывать таланты детей, вместе создают проекты и реализуют их. Сегодня, в Год семьи, советники активно сотрудничают с родителями, чтобы выстроить доверительные отношения между школой, мамами и папами учеников, детьми.

 

 

Во время пресс-тура советники иркутских школ рассказали о проектах, которые уже реализованы с подопечными. Например, «Каникулы с советником», который два года назад был придуман и запущен в школе № 19, а впоследствии растиражирован по другим образовательным учреждениям области. Это интерактивный проект. На специально разработанном сайте размещены задания на все дни каникул (прочитать книгу, нарисовать любимого героя, написать про будущую профессию, поделиться впечатлениями), которые школьнику нужно выполнить.

Советник по воспитанию иркутской гимназии № 25 Александр Положенко рассказал о том, как он выиграл творческий конкурс Росдетцентра «Звездный наставник» и побывал на легендарном космодроме Байконур. Он увидел, как запускается спутник «Арктика-М», и теперь Александру есть что рассказать школьникам, поделиться впечатлениями и на своем примере показать, что нет ничего невозможного, если быть активным и инициативным.

Работа советника направлена на взаимодействие с детьми, – добавил Александр Положенко. – Минимум работы с бумагами, максимум с ребятами. Для них я – старший товарищ, наставник, с которым они делятся своими переживаниями, мыслями, идеями, рассказывают об отношениях со сверстниками и родителями. Вместе мы организовываем яркие мероприятия и активности. Школьников обязательно нужно вдохновлять, в том числе собственным примером.

 

Зачем нужны «Разговоры о важном»?

Участникам пресс-тура также показали, как проводятся внеурочные занятия «Разговоры о важном», на которые нередко приглашаются интересные люди. Как отметила советник иркутской школы № 17 Екатерина Нечаева, такие занятия помогают узнать мнение детей о волнующих их вопросах, понять, какие у них взаимоотношения в семье, выявить проблемы, если есть:

«Разговоры о важном» полезны и для нас, и для детей. Во время обычных уроков не хватает времени обсудить актуальные темы с детьми, просто узнать их мнение обо всем, что происходит вокруг, и понять в принципе, о чем думают современные дети.

 

 

Завершился пресс-тур в Центре детских инициатив, где школьники занимаются творчеством, подготовкой различных проектов и акций. Подобные многофункциональные пространства начали появляться в школах по рекомендациям минпросвещения России.

У нас за эти два года достаточно высокие достижения в реализации проектов, – подвела итог Оксана Бичевина. – Вот, допустим, по отрядам Иркутская область входит в первую четверку среди всех регионов страны! Это заслуга педагогов, школьников и их родителей.