БАМ: ты помнишь, как все начиналось?
Вышел сборник документов «БАМ: из истории строительства Западного участка».
Богато иллюстрированный сборник архивных документов – подарок Государственного архива Иркутской области строителям БАМа в честь юбилея магистрали. Презентация состоялась в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея им. Н. Муравьева-Амурского.
кстати
100 ветеранов-строителей Байкало-Амурской магистрали стали гостями праздничного концерта «Земле моей…», посвященного Дню образования Иркутской области. Мероприятие прошло 27 сентября в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского. Губернатор Игорь Кобзев и председатель Заксобрания Александр Ведерников вручили юбилейные медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали» 45 ветеранам-строителям, членам Иркутского регионального отделения «Бамовское содружество». Звание «Почетный гражданин Иркутской области» было присвоено знаменитому строителю БАМа, Герою Социалистического труда, который возглавил бригаду по укладке «золотого звена», завершающую окончание строительства БАМа Виктору Лакомову.
«Котлопункт» и другие загадочные слова
В книгу вошли ранее не публиковавшиеся фотографии из личных архивов первопроходцев, а также рассекреченные документы, отражающие важнейшие этапы строительства дороги.
– Работа над книгой началась много лет назад. Нужно было изучить большой объем информации, выявить самые интересные документы, – рассказывает Анна Чикишева, главный архивист отдела информации, публикации документов Госархива Иркутского области. – В процессе хотелось еще наполнить фонды Государственного архива Иркутской области и Центра документации новейшей истории. Это два крупнейших архивохранилища в нашем регионе, которые занимались подготовкой издания.
Архивисты постоянно открывали что-то новое и для себя. Анна Чикишева, например, сначала не могла понять значение слова «котлопункт», были и другие загадочные слова:
– Наиболее интересны документы 1974 года, о том, как планировали строить магистраль, каких людей, куда направить, как организовать питание, бани, прачечные, каким образом письма строителям доставлять. И, просматривая документы, мы понимаем, насколько все было тщательно продумано, вот просто до мелочей.
Архив и компьютерные технологии
– Идея создания этого сборника пришла в 2021 году, когда вышел документ, подписанный губернатором Игорем Кобзевым, по подготовке мероприятий, посвященных юбилею БАМа, – говорит директор Государственного архива Иркутской области Семен Жабинский. – Потребовалось много времени, так как все эти выписки, приказы того времени распылены среди почти двух миллионов единиц. Чтобы в папочке среди сотни бумаг найти один документ, посвященный строительству, требуется время. Но, как оказалось, самое сложное нас поджидало впереди, когда мы пытались из массы уже собранных документов создать сборник, который сегодня представляем.
У архивистов большой опыт в создании сборников, но он имеет консервативный характер. Однако в этот раз они отошли от стандартов и принятых правил. Например, работая над обложкой, пошли на эксперимент, применив компьютерные технологии. Зато сейчас, когда держишь книгу в руках, такое ощущение, что сейчас поезд промчится мимо тебя, прозвучит сигнал, и мы услышим стук колес.
– Наши сотрудники плотно работали с ветеранами, чтобы они поделились с нами фотографиями из семейных архивов. И очень приятно, что они вошли в эту книгу. В итоге пришли к выводу, что получился не просто сборник, здесь заложена душа, – отметил Семен Жабинский.
Среди тех, кто поделился своим личным архивом, ветераны стройки Евгений Сарапулов, Валентина Кедрова, Николай Иванча, Валентина Отто, Галина Боброва, Юрий Любимов, Татьяна Гостинина, Любовь Дальниченко, Иван и Татьяна Косовы.
Семейная история
Для Ивана Степановича и Татьяны Михайловны Косовых БАМ стал еще и началом семейной истории. Будущие супруги стояли у истоков стройки, когда на месте магистрали века шумела тайга, а строители спорили, как назвать свой поселок. Татьяна Михайловна вспоминает, что первоначально поселок Магистральный хотели назвать Корчагинском, в честь героя романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Поселки росли быстро, и нередко какое-то время стояли безымянными. Различные варианты названий предлагали обычно на комсомольском собрании.
– Я работал токарем на заводе им. Куйбышева, планировал учиться на шофера. Но зашумел БАМ, решил поехать туда, – рассказывает Иван Степанович. – А тогда уволиться с предприятия было не так-то просто. В профкоме решили, что меня не устраивает зарплата, быстро перевели в другой цех, добавили денег. Но я добился своего: через Октябрьский райком комсомола получил путевку и уехал в будущий поселок Магистральный. Приехали, баржи разгрузили, сформировали 10 бригад лесорубов и приступили к работе. Уже за первый месяц вырубили 120 гектаров леса – вот как работали! Следом шли плотники, они строили общежития, столовые и прочую инфраструктуру. Наша бригада построила себе отдельно домик, поставили его на сани и тащили потом за собой по просеке. Почти до Нии так кочевали, в лютые морозы по 13–14 человек ночевали, тесновато было, но тепло.
Татьяна Михайловна работала на радиозаводе, откликнулась на призыв, получила путевку, и в компании 14 парней поехала на строительство магистрали.
– Помню, мы уже рубили дорогу на Усть-Кут, она пришла к нам в бригаду поваром. И тут один за ней давай ухлестывать, думаю, не пущу за него, лучше сам женюсь, – говорит Иван Степанович.
– Один раз пришлось вместе с Иваном идти по тайге 28 километров, потому что сломался транспорт, – вспоминает Татьяна Михайловна. – Дорога эта как-то сблизила нас. Добрались до общаги, а мне как раз пришли посылки. Что делать, пошла за ними на почту. А он потом признался, говорит, смотрю – какая выносливая, ну и сделал предложение.
– Вскоре поехали в деревню Барлук Куйтунского района, где я жил до БАМа, пришли в сельсовет, чтобы нас расписали. Оказалось, что нужны свидетели. Я вышел на улицу, смотрю, идет знакомый пчеловод, позвал его. Со стороны невесты свидетельницей была библиотекарь. Свидетельство получили, в магазин заехали, с близкими отметили, и вся свадьба. Вот уже 49 лет вместе живем.
В книгу «БАМ: из истории строительства Западного участка» вошли 117 документов, хотя составители считают, что их хватит еще не на один сборник – настолько богата история стройки.
Кстати, в процессе работы составители по-своему расшифровали аббревиатуру БАМ – больше архивных материалов.