02.10.2024 13:00
Рубрики
Общество
Фото
Андрея ФЕДОРОВА и из архива Николая Соколова
Фото:
Андрея ФЕДОРОВА и из архива Николая Соколова
02.10.2024 13:00

Керамическое древо Николая Соколова

Гуру керамического ремесла Николай Соколов не нуждается в особом представлении. Перечень его проектов, достижений и наград аккурат займет газетную полосу. Параллельно семейному древу мастеру впору составлять керамическое, потому что учеников и последователей его таланта невероятное количество, многие уже сами достигли творческих высот. Самое интересное, что по первому образованию Николай Васильевич электрик. О том, когда случился судьбоносный поворот – в нашем интервью. 

 

Электрик в милицейском гараже

– Николай Васильевич, вы ведь энергетик по образованию, на каком этапе жизни возникло искусство?

– С детства я занимался разными поделками, что-то вырезал, шил, немножко рисовал. Определенное влечение к прекрасному было всегда. Но профессиональную карьеру начал в качестве электрика в милицейском автохозяйстве, занимался ремонтом дежурных машин. Когда встала дилемма, куда пойти учиться, я призадумался. Хотелось поступить в училище искусств, но в итоге перевесила материальная сторона, и я решил все-таки стать настоящим электриком. Они везде нужны, рассуждал я, работа, в отличие от искусства, хорошо оплачивается. А у меня к тому времени была уже семья. Окончив техникум, ушел из милицейского гаража в экспериментальную мастерскую Академии наук, где разрабатывали оборудование для ученых.

 

– Это были какие-то спецзаказы?

– Приходил, например, известный фитотерапевт Виктор Васильевич Телятьев и говорил, что ему нужен станок, который молол бы или давил лекарственные травы особым образом, ну, а слесари уже думали, как воплотить это в жизнь. Я занимался электрической частью проектов.

 

Народный университет

– Искусство напомнило о себе позднее? 

– Лет в 27 решил все-таки выправить жизненную линию и пошел параллельно учиться изобразительному искусству.

Сначала была живописная мастерская Народного университета культуры (НУК) при Доме культуры Октябрьский. Занятия вел профессиональный художник, но это все-таки народное искусство. А с 1987 года Народный университет культуры как общественное объединение уже возглавил сам.

 

– Начальство как отнеслось к вашему увлечению?

– Мой непосредственный начальник, замечательный инженер Михаил Васильевич Рублев, кстати, тоже учился в Народном университете, но изучал не практику, а теорию искусства.

 

 

 

– Вы занимались живописью, а на каком этапе творчества возникла керамика?

– Первая встреча с керамикой состоялась при посредничестве бурятского художника Евгения Базарова. Он устроил выставку своих изделий в Спасской церкви Иркутска, которая тогда была музейным комплексом. Я привел на экскурсию свой университет, народа тогда было достаточно много, тогда училось порядка 60 человек. Диалог о керамике получился невероятно продуктивным. Евгений Базаров оказался удивительно увлеченным художником, он с таким интересом рассказывал о керамике, что народ просто не мог оторваться от него. Один за другим начали задавать вопросы, встреча затянулась, но никто даже не собирался уходить.

Я был удивлен тем, что керамист так зацепил своим творчеством живописцев.

 

Рыба и другие изделия

– После этого решили заняться новым для себя направлением?

– Вскоре собрал группу и повез в Рабочее, в действующую керамическую мастерскую известного мастера Евгения Пухальского. Старшее поколение иркутян помнит его Карлсона на фасаде детского кафе.

Своих слушателей заблаговременно попросил взять сумки, вдруг, художник даст немного глины.

Евгений Аркадьевич хорошо нас встретил, провел экскурсию, все подробно рассказал.

Во дворе мастерской стоял огромный ящик с глиной из Ангарского керамического завода, там тонн пять, не меньше. Я говорю хозяину: «Слушай, Женя, дай людям немножечко глины». Он говорит: «Да берите сколько хотите». Махнул рукой, и мы пошли с ним беседовать. Ученики потом говорили мне: «Мы столько набрали, что до дома кое-как дотащили, без рук остались». И уже на ближайших занятиях дал задание слепить изделие на свободную тему. Сам слепил рыбу, она, кстати, до сих пор сохранилась. Вот, с этой рыбой я и подошел к Михаилу Васильевичу Рублеву. Говорю: «Посмотри, какую рыбу слепил». «Сам слепил?». «Сам».

Он удивился, и я сходу: «Давай, ребятишкам построим керамическую мастерскую».

Михаил Васильевич согласился, только предложил поискать подходящее место.

Я прекрасно понимал, что такая мастерская должна быть при какой-то школе. Пошел искать, смотрю, возле школы номер 19 есть подходящая площадка, которую занимают мусорные баки.

 

Особенности строительства в 90-е годы

– Девчонкам в плановом отделе дал задание, они быстренько собрали типовой макет, на сто квадратных метров. В 90-м начал строить, и через три года закончил каким-то чудом.

 

– Почему чудом?

– На дворе 90-е, инфляция чудовищная. Беру 60 тысяч рублей, начинаем строить, деньги заканчиваются, бегу просить в образовании. До крыши дошли – все, денег нет, и взять особо негде. Нашли с трудом, но тут нужны окна, двери, а денег опять нет. Тем не менее уже осенью начался учебный процесс.

 

– Коллектив педагогов откуда набрали?

–Преподавателей пригласил из своего университета, выбив для них 10 ставок. В неделю мастерскую посещали 700 детей, за год использовали 20 тонн пластичной массы. С годами коллектив созрел. Прекрасным мастером стал, например, Андрей Николаевич Голендеев, лауреат премии губернатора, народный мастер Иркутской области и т.д. Итак, 25 человек, тех, кто со мной пошли, поверили, да, они сейчас лауреаты, народные мастера, заслуженные работники образования.

 

Сердце «Данко»

– В этом году юбилей у одной общественной организации – «Данко», к которой вы также приложили руку, а каково ее предназначение?

– В 1994 году слушатели Народного университета создали городскую общественную организацию «Данко», которая сформировала новое направление – художественную керамику. Мастера сосредоточились на совершенствовании и стилизации керамических изделий, они отличаются от произведений других школ, той же дымковской игрушки. Сувениры пользуются большой популярностью у туристов.

 

– Керамическим промыслом занимается вся ваша семья?

– Да. Сын Роман, например, получил квалификацию «мастер-гончар». В ближайшую субботу у него будет своего рода марафон. За два часа для учеников школы на гончарном круге изготовит порядка 50 кувшинов.

 

– Что для вас означает победа в проекте «Гордость земли Иркутской» в номинации «Мы славим тебя, Иркутская область»?

– Что все было не зря, и мы движемся в правильном направлении.