Извлечь урок из беды
В Нукутском районе нужно дополнительно исследовать карстовый массив
19 сентября в Нукутском районе случилось ЧП, которое поразило многих. Недалеко от деревни Русский Мельхитуй, прямо во время уборки урожая на пшеничном поле под работающим комбайном произошел провал, и комбайн упал в образовавшуюся 10-метровую карстовую воронку. 39-летний механизатор, отец троих детей погиб от полученных травм. Прокуратура и следственный комитет начали проверку. На место выехали ученые Института земной коры СО РАН, которые давно изучают Хадаханско-Мельхитуйский карстовый массив.
Ничто беды не предвещало
– В то утро на поле общей площадью 285 га зашло звено комбайнеров. Пять комбайнов шли и молотили зерно. Когда они успели смолотить где-то 55–60 гектаров, один из механизаторов, Сергей, заметил, что идущий впереди комбайн просто исчез из виду. Там находился его двоюродный брат Артур. Он не мог сразу понять, что случилось. Слева уже все было убрано. За полчаса до этого там проходил другой механизатор и, как он потом говорил нам, никакой ямы не видел. Все случилось очень быстро, – рассказывает руководитель хозяйства Алексей Иванов.
Когда комбайнеры подбежали к месту ЧП, то поразились: на пшеничном поле образовалась огромная полость. Внизу ямы кабиной вниз лежал покореженный комбайн. Люди спрыгнули в воронку, но оказалось, что их коллегу уже не спасти. Многодетная семья, где старшему сыну 17 лет, а младшей дочери всего два года, в мгновенье ока осталась без отца.
«Прокуратура Нукутского района организовала проверку и поставила на контроль установление всех обстоятельств гибели 19.09.2024 39-летнего водителя комбайна в результате провала техники в карстовую воронку на территории района вблизи д. Мельхитуй. В ходе проверки прокуратурой будет дана оценка исполнению трудового законодательства и в сфере охраны труда. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», – сообщила на следующий день пресс-служба прокуратуры Иркутской области. А в СКР проинформировали, что и Заларинский межрайонный следственный отдел СУ СК России по Иркутской области организовал проведение процессуальной проверки по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Особенности карстового массива в Нукутском районе
На место сразу после происшествия выехали и ученые Института земной коры СО РАН. Сотрудники лаборатории инженерной геологии и геоэкологии провели рекогносцировочное обследование в районе карстового провала. Установили, что тот имеет овальную форму 10 на девять метров. Глубина, как и мощность перекрывающих рыхлых делювиальных отложений, которые были вскрыты в стенке провала, – тоже порядка 10 метров.
Ученые провели детальное опробование разреза для комплексного изучения состава, структуры и свойств отложений. Собранные образцы сейчас изучают в институтском Центре коллективного пользования «Геодинамика и геохронология». Но эксперты и так знают, с чем имеют дело. Хадаханско-Мельхитуйский карстовый массив наука изучает с 70-х годов. Это район активного развития карста с воронками, провалами, пещерами, рвами и суходолами. По данным ученого Владимира Филиппова – на начало 80-х здесь было закартировано 400 воронок, из них 200 провалов.
– В Нукутском районе мы ведем мониторинговые исследования. В основном они проходят около села Хадахан, где от уреза воды реки Ангара развивается карстово-эрозионный овраг. На территории нашего региона очень большая изменчивость геологического строения, геоморфологических условий. Поэтому разрушаются породы различными механизмами. Один из них – карстово-эрозионный. Там создаются условия, когда возникает не один процесс, а два. Зная уже известные механизмы образования провалов на данной территории, можно предположить, что механизм карстового провала 19 сентября заключается в обрушении рыхлых отложений над древними карстовыми подземными полостями. Выявить эти скрытые полости без специальных комплексных исследований невозможно, – говорит научный сотрудник лаборатории инженерной геологии и геоэкологии ИЗК СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Оксана Мазаева.
У нее на столе лежат научные труды коллег по интересующей нас теме, в т.ч. Германа Вологодского, Владимира Литвина. Есть коллективная работа 1996 года Геннадия Овчинникова, Сергея Павлова, Юрия Тржцинского «Изменение геологической среды в зонах влияния Ангаро-Енисейских водохранилищ».
На геологической карте юга Братского водохранилища часть территории отмечена голубым цветом. Это литвинцевская и ангарская свиты нижнего кембрия, которые подвержены карсту – т.е. растворению подземными и поверхностными водами горных пород, в которых образуются пустоты.
Вода растворяет породы
– Мы приходим к мнению, что уровенный режим водохранилища имеет большое значение в активизации всех экзогенных процессов, которые происходят в береговой зоне, – продолжила Оксана Мазаева. – Это абразионный и карстово-суффозионный процессы. Карст здесь имеет длительную историю развития, его современная активизация связана с созданием Братского водохранилища, формированием подпора и колебаниями уровня подземных и поверхностных вод. Особенно опасны резкие сбросы уровня воды в водохранилище, вызывающие повышение градиента скорости подземных вод. Мы считаем, что в прибрежных, природно-технических геосистемах колебания уровня выступают триггером, который запускает цепочку событий. К тому же местные жители нам рассказали, что в этом году был период, когда лили дожди, а значит, усиливался поверхностный сток. Все это ускоряет и процессы растворения, а также выноса растворенных веществ, – поясняет ученый.
Оксана Мазаева показывает образец породы из этой местности. Это аргиллит с прослоями гипса, похож на слоеный пирог. Как сахар в чае быстрее растворится после того, как его перемешаешь ложкой, так и с карстующимися породами – чем больше и чаще будет колебаться уровень воды, тем быстрее они растворятся. И это ранее подтвердили результаты лабораторных экспериментов Владимира Филиппова по растворению карбонатно-сульфатных пород. В полосе подпора от водохранилища карстовые формы образуются в зоне переменного насыщения.
– Наше предприятие работает на этих полях с 60-х годов. Когда затопили ложе водохранилища, как нам сказала наука, эти процессы под землей активизировались. Вода из Ангары стала проникать в прибрежные массивы, начался процесс выщелачивания. Старики говорят, когда шло наполнение ложа водохранилища, случались провалы, но таких трагичных последствий не было, – продолжает рассказ руководитель хозяйства Алексей Иванов.
После создания водохранилища сотрудники лаборатории инженерной геологии и геоэкологии ИЗК СО РАН изучали эти процессы и явления. Видели, что увеличиваются количество и частота образования воронок. Подмечали, при каких условиях это происходит. Ученые определили, что ширина зоны активизации карста этого карстового массива составляет 4–6 км от уреза воды.
Заглянуть вглубь земли
Надо сказать, что и на полях сельхозпредприятия, в котором произошло ЧП, есть воронки от старых провалов. Спутниковые снимки подтверждают, что они существуют многие годы. И вообще уже заросли березами. Механизаторы их объезжают. А на месте сентябрьского провала, по заверениям работников хозяйства, никаких его признаков не было. Вес провалившегося комбайна вместе с зерном и соляркой составил около 20 тонн. Но весной на посевной и позднее, во время обработки поля, там проходила еще более тяжелая техника весом около 30 тонн. И ничего страшного тогда не случилось.
– Нас удивило, что провал образовался именно в тот момент, когда там шел комбайн. Таких случаев здесь не было. Очень жаль, что погиб человек. Случившееся лишний раз показывает, как важно обнаружить и знать места возможных карстовых полостей, которые сейчас скрыты от нас на глубине! Для этого необходимо провести специальное инженерно-геологическое обследование. Требуется детальная аэрофотосъемка, бурение и выявление карстовых пустот и ослабленных зон геофизическими методами. А далее необходимо вести мониторинг карстовых форм, – резюмирует Оксана Мазаева.
В крестьянском хозяйстве с этим согласны. Карстовые воронки, провалы, пещеры относятся к опасным экзогенным геологическим процессам. Но предприятие работает там на законных основаниях, земли относятся к категории сельскохозяйственных. Да и сами аграрии отвечают только за верхний плодородный слой почвы.
К тому же площадь карста задевает не только обрабатываемые поля. А в сторону того же разрастающегося оврага в Хадахане растет и сельская застройка. По утверждению специалистов, обычная засыпка возникающих на территории провалов и воронок результата не даст – древние карстовые пустоты и ослабленные трещиноватые зоны внизу никуда не денутся. Похоже, без глубоких исследований территории и современной актуальной оценки ее пораженности карстовыми процессами не обойтись.
Проверка прокуратуры продолжается. Предприятие помогло семье погибшего механизатора с похоронами. Участок поля, где он в последний раз работал в страду, оставили с неубранной пшеницей и овсом.