Мозаика в память о боях на Халхин-Голе

Иркутяне приняли участие в реставрации мемориала в Монголии

Мемориал Зайсан в Улан-Баторе – один из красивейших и знаковых памятников Монголии. Он был возведен к 50-й годовщине событий на Халхин-Голе. Живописный холм, куда ведут 300 ступеней, украшает фигура советского солдата со знаменем Победы. Ее обрамляет огромное декоративное кольцо высотой 3 метра и диаметром 23 метра, внутренняя сторона которого покрыта мозаикой из метлахской плитки. Недавно Россия и Монголия осуществила грандиозный проект по ее восстановлению. В нем приняли участие иркутяне.

 

Высокохудожественные работы

Мемориал возвели в конце 70-х годов прошлого века, над его созданием работали совместно советские и монгольские архитекторы, – рассказала зампредседателя иркутского регионального отделения ВООПИиК, архитектор-реставратор Екатерина Матель. – Идея помочь монгольской стороне возникала у руководства Ленинградской области, во время посещения памятного места. К проекту реставрации привлекли специалистов ВООПИиК. Высокохудожественные работы, которые связаны непосредственно с мозаикой, были поручены иркутскому региональному отделению. Они финансировались с помощью гранта по линии комитета по молодежной политике 47-го региона.

Реставрационные работы мемориала вместе с согласованием заняли полгода. За это время монгольская сторона восстановила постамент памятника танку Т-34, расположенного у подножия горы Зайсан. На лестнице заменили перила, установили освещение и отремонтировали бетонные ступени. Самой кропотливой частью работ оказалось восстановление многоцветного мозаичного панно. Созданием мозаики из метлахской плитки и ее монтаж осуществляли иркутские художники, члены благотворительного фонда помощи семьям неизлечимо больных людей «Близко к сердцу».

 

Цифровая копия мозаики

Сначала мы вместе с сотрудниками фонда выехали в Монголию, провели исследования и сделали цифровую копию мозаики для того, чтобы мозаичистам было проще работать, – рассказала Екатерина Матель. – Объемную модель изготовили методом фотограмметрии – техники определения размеров, положения и форм по фотографическим снимкам, которая позволяет сделать наиболее точную модель.

Потом компания из Санкт-Петербурга работала над изготовлением метлахской плитки, в точности воссоздавая различные оттенки, которые были использованы в мозаике.

 

 

Мозаика Зайсана поражает своим масштабом, четко простроенной композицией, каждый герой в ней имеет свой характер. И сам набор мозаики великолепен: модули подобраны очень красиво и грамотно, – рассказала художник-мозаичист благотворительного фонда «Близко к сердцу», член Союза художников России Юлия Бардина.

Также при первичном осмотре мозаики мастера заметили следы предыдущих попыток поновления. Они не соответствовали оригиналу ни по материалам, ни по стилистическому и художественному решению, однако замедлили разрушение панно. Помимо метлахской плитки, в мозаике были использованы смальта и гранит. В Иркутске специалисты распечатали изображения потерь в натуральную величину, восстановили направления движения модулей. Проанализировали характерные черты, присущие авторской идее данного произведения. В мастерских фонда с помощью профессиональных инструментов нарезали модули и соединили их клейкой, гибкой пленкой.

 

300 ступеней в небо

Прежде чем приступить к монтажу, команда мозаичистов демонтировала фрагменты с поновлениями и покрыла стену глубоко проникающей пропиткой. Затем смонтированы набранные заранее модули. Небольшие по площади и точечные фрагменты потерь подгоняли и монтировали на месте.

Место, где стоит мемориал, очень красивое и значимое для жителей Улан-Батора, например, когда мы работали, то увидели, как парень делал там предложение своей девушке, и это о многом говорит, – рассказала мозаичист фонда, член Союза художников России Ольга Ильина. – Каждый день мы преодолевали 300 ступеней в небо. Мы работали под стремительно летящими по небу и молниеносно меняющими направление облаками, на фоне нерукотворной красоты монгольских гор. Было особенно значимо работать над мозаикой, ведь по кругу памятника через революции и войны проходят человеческие судьбы, а на мемориале запечатлены реальные люди.

 

 

Справка:

Мемориальный комплекс Зайсан был открыт в 1979 году, к 50-й годовщине событий на Халхин-Голе. Скульптурную часть памятника создали Ц. Доржсурэн и П. Зулзага. Над мозаикой работали художники-монументалисты Я. Уржинэ и Б. Доржханд. Они создали впечатляющую поэму о боевом содружестве советских и монгольских воинов. В центре композиции – чаша из красного полированного гранита с вечным огнем. Автор и руководитель проекта – архитектор А. Хишигт. У мемориальной стены расположены урны с землей, привезенные с тех мест, где советские воины насмерть стояли вместе с монгольскими солдатами в боях с японскими милитаристами.