Как сделать интересными уроки краеведения?

Каким должен быть школьный учебник по истории Иркутской области? Об этом шла речь на круглом столе, участие в котором приняли представители министерства образования региона, депутаты Законодательного Собрания, члены Общественной палаты, учителя и историки.

 

Итоги соцопроса

В ходе встречи были озвучены итоги социологического исследования о восприятии школьниками истории и специфики Иркутской области. Оно проводилось 19–24 сентября методом электронного анкетирования среди учеников 7–11 классов, участников «Движения первых» из 30 муниципальных образований. Всего было опрошена одна тысяча человек.

Нужным и важным изучение истории региона считают 68,3% опрошенных. В частности, подростков интересуют культура, экономика, политика, отношения с другими регионами, выдающиеся личности, межнациональные отношения.

Большая часть респондентов – 73,7% – рассказали, что испытывают позитивные чувства, связанные с Иркутской областью, 16,3% – нейтральные и 3,6% – негативные. Больше 70% признались, что им нравится населенный пункт, в котором они живут. 80% уверены, что их населенный пункт будет развиваться, однако остаться в регионе планируют только 26%.

Среди преимуществ Иркутской области участники опроса назвали близость озера Байкал, богатые природные ресурсы, историю, архитектуру. В числе недостатков – социальная сфера, уровень технического развития, географическое положение – холодный климат, удаленность от столицы России.

Среди ассоциируемых с Приангарьем личностей респонденты назвали писателя Валентина Распутина (11,2%), драматурга Александра Вампилова (6,9%), пианиста Дениса Мацуева (6,3%), губернатора Иркутской области Игоря Кобзева (4,6%), режиссера Леонида Гайдая (2,6%), поэта Евгения Евтушенко (2,4%).

Основной темой круглого стола стал школьный учебник по истории Иркутской области, который должен быть готов к 2025 году. По мнению секретаря первичного отделения «Единой России», лектора Российского общества «Знание» Даниила Говорина, при создании учебника необходимо учитывать интересы самих школьников, а также подготовить интерактивные материалы, чтобы транслируемая информация была интересна.

Один из выводов по результатам исследования – исторический образ Иркутской области в глазах школьников не сформирован, поскольку 80% респондентов не смогли назвать историческое событие нашего региона, за которое они испытывают гордость, – прокомментировал Даниил Говорин.

 

 

Агитационная листовка толщиной с книгу

Учебник истории Иркутской области должен быть агитационной листовкой толщиной в книгу, – считает председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Дмитрий Мясников. – Какие у нас достижения, чем мы лучше других регионов – на эти и многие другие вопросы там должны быть ответы. Но какой бы гениальный текст ни написали наши историки, доля учеников, которые его реально прочитают, небольшая. Полагаю, что текст необходимо дополнить другими форматами, например видеолекциями.

 

 

Учебник, даже сделанный по всем канонам учебной литературы, даже с хрестоматией – погоды не сделает. Об истории родного края нужно рассказывать, опираясь на современные способы упаковки контента и не бояться транслировать смыслы на языке развлекательных медиа: комиксов, анимации, настольных и компьютерных игр, – прокомментировал главный редактор ОГАУ Медиа-центр «Приангарье» Дмитрий Люстрицкий.

На круглом столе прозвучали предложения о проведении олимпиады и конкурсов по истории Иркутской области, создании единого информационного ресурса на эту тему по примеру «РИО.Компас». Это уникальный проект Российского исторического общества, крупнейшая библиотека материалов об истории России. Портал ориентирован на школьников 6–11 классов, учителей, студентов и преподавателей вузов

При этом участники встречи отметили, что интерес школьников к истории Иркутской области во многом зависит от учителей и от того, насколько интересно и увлекательно будут проходить уроки.