Максим Лобанов: Ежегодно ремонтируем свыше 500 км дорог

За последние пять лет Иркутская область в два раза увеличила темпы по приведению дорог в нормативное состояние. Также вырос и объем финансирования. О предварительных итогах дорожного сезона 2024 года в интервью газете «Областная» рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Максим Лобанов.

 

Плюс еще один миллиард

– Максим Александрович, дорожный сезон еще продолжается. Сколько километров удалось привести в нормативное состояние и сколько потребовалось средств?

– У Иркутской области есть поводы для гордости. Раньше в нормативное состояние удавалось привести в год 200–250 км, сегодня – больше 500 км. Если говорить о финансировании, то в 2020 году на дороги было направлено14,6 млрд рублей. На 2024 год изначальной была сумма 26,8 млрд рублей, на ближайшей сессии Законодательного Собрания планируется внести корректировки в областной бюджет текущего года, за счет чего на дороги будет выделено дополнительно 1,35 млрд рублей. Таким образом, финансирование составит свыше 28 млрд рублей.

 

– То есть ремонтировать стали больше, потому что увеличилось финансирование?

– Не только. Мы пересмотрели подход к ремонту дорог. Еще несколько лет назад в регионе преимущественно выполняли капремонты и реконструкцию дорожного полотна. Сегодня мы активнее стали проводить текущие ремонтные работы, это позволяет охватить больше дорожных объектов. В чем разница? При капремонте приходится полностью менять все до основания. На дорогах с низкой интенсивностью движения это нужно не всегда, в ряде случаев для дальнейшей эксплуатации проезжей части достаточно проводить восстановление асфальтобетонного покрытия.

Еще одно изменение, которое дает свои результаты, связано с определением приоритетов. У нас 12 тыс. км региональных дорог. Мы выделили опорную сеть протяженностью 2,2 тыс. км, куда направлено основное финансирование. Какие это дороги? Это Иркутск – Листвянка, Иркутск – Баяндай – Еланцы – Хужир, дороги до Жигалова и Магистрального, полностью Тайшет – Чуна – Братск, Братск – Усть-Илимск. Таким образом, мы связываем не отдельные населенные пункты, а целые районы.

 

– Какие-то современные технологии на участках дорог используете?

– Да, например, в Ольхонском районе, где нет большегрузов, применяем метод холодной регенерации. В таком случае основание дороги остается без изменений. С помощью специальной машины – ресайклера – обновляется дорожная одежда с добавлением инертных материалов, цемента и других компонентов. Полученный материал распределяется на поверхности, далее уплотняется с помощью катков. Сверху дополнительно делается защитный слой. Такая дорога соответствует ГОСТу и имеет хорошие характеристики по эксплуатации.

 

Главные дорожные объекты

– Можете перечислить главные дорожные объекты, выполненные по нацпроекту «Безопасные качественные дороги»?

– Масштабные работы проводятся по реконструкции региональной дороги Иркутск – Оса – Усть-Уда, которая ведет на Братское водохранилище, где находится одно из популярных туристических мест – «Золотые пески». Всего предстоит привести в нормативное состояние со 160-го по 215-й км. В это году завершили первый этап протяженностью 13 км.

Продолжаются работы на автомобильной дороге Тайшет – Чуна – Братск, которая входит в опорную сеть. По ней можно добраться из Тайшета до северной столицы Приангарья, минуя Тулун. Такой путь короче на 250 км, на преодоление маршрута требуется на четыре часа меньше. Эта дорога жизненно важна. Так, после затопления в Тулуне участка федеральной трассы именно эта дорога обеспечивала сообщение между районами области. Сегодня ведется ремонт на участках 93–111 км, 111−114 км. Проектируются участки на 220–244 км.

Завершается капитальный ремонт участка с 33 по 43 км на автомобильной дороге Черемхово – Голуметь – Онот в Черемховском районе. Он был гравийным, из-за слабых грунтов его размывало во время дождей и таяния снега. Ситуацию усугубляло активное движение тяжелых грузовиков. На состояние дороги регулярно поступали жалобы местных жителей. В результате капремонта участок укрепили, на нем уложили асфальтобетонное покрытие. Приведение дороги в нормативное состояние будет продолжено. Начаты ремонт участка с 19-го по 27-й км и моста через реку Белая на 77-м км.

Еще один объект повышенного внимания – дорога Братск – Усть-Илимск, которая имеет стратегическое значение для жителей северных территорий. Общая протяженность проезжей части составляет более 245 км, поэтому ремонт ведется поэтапно. В 2024 году отремонтировали 30 км.

 

– Два года назад в Иркутской области появился Транспортный каркас автомобильных дорог. Как этот опыт себя показал?

– Транспортный каркас создан по аналогии нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В приоритетный перечень вошли 1074 участка автомобильных дорог в 45 населенных пунктах. Это районные центры и крупные поселки, где проживает не менее 6 тысяч человек. Причем 17 из них ранее не получали средства на дорожную деятельность, в их числе Усть-Уда, Качуг, Жигалово и другие. Общая протяженность участков составляет 1061 км. Ремонт участков, вошедших в транспортный каркас, проводится за счет средств областного бюджета. В прежние годы по данному направлению в нормативное состояние приводили в лучшем случае 50 км дорог, сегодня это уже 130 км проезжей части. Восстанавливаются изношенные слои, выравнивается профиль. Этого достаточно для комфортного передвижения в населенных пунктах.

 

– Все больше россиян выбирает внутренний туризм. Причем многие стараются путешествовать на личных автомобилях. Как повышается комфорт проезда к туристическим объектам в нашем регионе?

– Ремонт дорог, ведущих к популярным объектам нашей области, влияет на привлекательность региона для туристов как приехавших из других регионов, так и путешествующих внутри Иркутской области. В этом году ремонтные работы ведутся на таких дорогах, как Иркутск – Листвянка, Баяндай – Еланцы – Хужир, Петрово – Бугульдейка, Залари – Троицк – Черемшанка.

Особое внимание и жителей нашего региона, и туристов привлечено к острову Ольхон. По поручению главы государства в нормативное состояние здесь необходимо привести 44 км проезжей части. Объект поделен на пять участков: первый – причал на острове, второй – 124−153 км, третий – 153−159 км, четвертый – 159−161 км в Хужире и дальше до населенного пункта Харанцы. На проведение работ на причале в ближайшее время будет подписан контракт. Второй участок потребует наибольшей поддержки из федерального бюджета. На третьем участке ведутся дорожные работы. На четвертом выполнено устройство нижнего слоя, завершено обустройство тротуаров. По предварительным данным – полностью дорога на острове Ольхон будет выполнена не позднее 2030 года.