Травля или рядовой конфликт?

Иркутские психологи обучают педагогов профилактике буллинга

Более 100 молодых учителей и студентов стали участниками областного проекта «Безопасная среда». Его задача – профилактика буллинга в сельских школах. Инициатива получила поддержку Фонда президентских грантов.

 

Чек-лист для учителей

По статистике, каждый третий школьник сталкивается с проблемой буллинга, одни становятся жертвами, другие – агрессорами.

Считается, что если буллинг возник в классе, то учитель одним из первых должен отреагировать и принять меры. Но как понять, что это действительно травля, а не рядовой конфликт? Нужно знать отличительные особенности этого процесса, – говорит психолог Иркутской региональной общественной организации «Гармония» Кристина Ноздрина.

Вместе с коллегой Юлианой Моженковой они разработали проект «Безопасная среда». Его участниками стали 50 педагогов школ Иркутского района и 50 студентов иркутских ссузов. В рамках проекта проходят не только семинары с психологами и юристом, но и тренинги, обмен опытом, есть чат поддержки. Например, на одном из занятий участники смогли примерить на себя роли жертвы буллинга, обидчика и равнодушного. Другой важный тренинг – обучение методике «Наблюдения», которая позволяет выявить стрессовые состояния, суицидальные риски, пассивную агрессию у детей.

Одним из итогов нашего проекта станет создание методического пособия для учителей. Есть чек-лист признаков, на которые необходимо обращать внимание, определяя как потенциальную жертву, так и буллера, – рассказала психолог ИРОО «Гармония» Юлиана Моженкова. – Начинаем всегда с внешнего вида, который вдруг может стать неопрятным или вычурным. Следующий блок – поведение, например, ребенок стал слишком активным или наоборот замкнутым. Не менее важны контакты с окружающими. Отдельный раздел посвящен, как ни странно, мимике, например, внимание должен привлечь потухший взгляд или то, что ребенок перестал смотреть в глаза.

 

Важны не оценки, а отношения с ребенком

Авторы проекта пришли к выводу, что чем меньше учеников в школе, тем меньше там буллинга.

Например, в небольшой сельской школе все друг друга знают, поэтому таких случаев там мало. Как правило, все останавливается на стадии конфликта и его дальнейшего разрешения, – рассказала Кристина Ноздрина.

По ее словам, во многом на поведение детей влияет ситуация в семье:

Если дома есть эмоциональное напряжение, то, скорее всего, ребенок будет приносить его в школу, чтобы разрядиться. Родителям рекомендуем внимательно слушать своего ребенка: о чем он говорит или даже о чем молчит. Важны не оценки по предметам, а эмоциональная близость с детьми.

Необходимо и общение с классным руководителем. Не стоит пренебрегать родительскими собраниями, считая, что всю информацию можно почерпнуть в чатах. Кристина Ноздрина отметила, что всегда открыты к диалогу и школьные психологи.

Эффективным способом решения проблемы являются антибуллинговые комиссии, – прокомментировала Юлиана Моженкова. – В их состав обязательно должны войти независимые участники: педагоги, члены родительского комитета, представители администрации школы, не вовлеченные в конфликт, возможно, и сторонние медиаторы. Причем задачей комиссий должно быть не наказание агрессивного ребенка и его родителей, а оказание им помощи. Ведь просто так агрессорами не становятся. Поэтому здесь необходимы общие усилия.

Предполагается, что проект «Безопасная среда» охватит более чем 12 тыс. школьников, а действующие и будущие педагоги повысят свою компетентность по теме буллинга.