Автодома поедут на Байкал

В Приангарье запустят первый национальный автомобильный маршрут

Путешествия на автодомах набирают обороты в России. Это направление туризма всячески поддерживается на федеральном уровне, а в Иркутской области даже планируется запустить первый национальный маршрут. Но готов ли регион сегодня к автотуризму? Эту тему обсудили участники международного форума «Время отдыхать на Байкале».

 

Поднять водителей с дивана

Рассказать о развитии автотуризма в России, а также посмотреть, возможны ли автопутешествия в Иркутской области, на форум приехал президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга, руководитель комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии Сергей Лобарев. Он сообщил, что в этом году на уровне правительства РФ утверждена концепция развития автотуризма в России до 2035 года.

У автотуризма масса плюсов, – говорит Сергей Лобарев. – Это свобода, это комфорт, это возможность увидеть больше, чем в обычных турах. Путешествовать на автотранспорте дешевле, чем на поезде или самолете, семья во время таких поездок становится только крепче, кроме того, можно брать с собой домашних животных. В Европе автотуризм очень развит. Он приносит государству доход в 55 млрд евро. В России же пока далеко до этого, поскольку вся туриндустрия нацелена на выездной туризм. Наши дети лучше знают Европу, чем Россию, хотя у нас масса интересных мест.

По информации президента ассоциации, в России сегодня около 300 автокемпингов (30 с европейским уровнем), порядка 35 тыс. автодомов, примерно 20 тыс. кемперов и прицепов-караванов и 47 млн автомобилей. И задача государства, согласно концепции, за 10 лет увеличить число автопутешественников в два раза.

 

 

Предстоит поднять с дивана почти 45% водителей, которые никуда не едут, но имеют свой автомобиль, – продолжил Сергей Лобарев. – Для этого нужно проделать огромную работу. По обеспечению безопасности, по организации сервиса на дорогах, причем чтобы цена соответствовала качеству. Нужно решить вопрос информирования автопутешественников, чтобы они, имея две-три недели отпуска, точно знали, куда могут поехать и что посетить за это время.

 

К берегу по асфальту

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Виктор Цишковский ознакомил участников дискуссии с текущим состоянием дорог, ведущих на Байкал, и с планами приведения их в порядок. Так, с прошлого года ведется реконструкция трех участков дороги на острове Ольхон протяженностью 5,6 км, 5 км и 1,7 км. Работы должны быть завершены в следующем году. По самому протяженному участку (28,7 км) от паромной переправы до поселка Хужир разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение госэкспертизы.

Вторая дорога на Байкал: Иркутск – Листвянка. Покрытие трассы доведено до нормативного состояния, в этом году планируется завершить работы по освещению автодороги на 100%. Нынче региональные власти также приступили к ремонту дорог в самой Листвянке – замене покрытия, обустройству тротуаров. Для комфорта гостей в районе памятника А.В. Вампилову будет расширена парковка (45 мест), у комплекса «Свалъ» появится площадка с 50-ю парковочными местами. Размер субсидии на 2024 год по программе «Транспортный каркас» составил 33 млн рублей.

В этом году полностью выполнен участок на дороге, которая идет на Большую Байкальскую тропу, – продолжил замминистра. – Это популярный тур выходного дня. Сделана дорога, ведущая к горнолыжному курорту в поселке.

Дороге, ведущей на Байкал в Слюдянском районе, также уделяется большое внимание. Она находится в федеральном ведении и в последние годы серьезно изменилась в лучшую сторону. Глобальная реконструкция тракта продолжается. Город Байкальск тоже вошел в программу «Транспортный каркас», по которой в 2024 году выделено 243,3 млн рублей на приведение в порядок 13,7 км дорог. В Слюдянском районе в этом году введен в эксплуатацию пешеходный мост через реку Снежная, который, по сути, соединяет Иркутскую область с Республикой Бурятия и который очень популярен среди туристов. В следующем году планируется завершить ремонт подъезда к рекреационной зоне «Теплые озера».

Поселок Большое Голоустное, популярный среди жителей и гостей области, тоже входит в «Транспортный каркас». Субсидия на три года составит 44 млн рублей, на которые планируется отремонтировать около 6 км местных дорог.

 

 

Остановлюсь еще на автодороге Иркутск – Оса – Усть-Уда, которая ведет на Братское водохранилище, на одно из популярных мест – «Золотые пески», – добавил Виктор Цишковский. – Это тоже автотуризм. На выполнение работ направлено около 1,7 млрд рублей. В 2024 году ведется ремонт участков общей протяженностью 17 км. Проблемный объект – дорога Майск – Рассвет. Есть вопросы по ряду организаций, есть большие отставания, много критики. Министерство активно занимается этой важной дорогой, уверен, проблемы решим.

 

Автотуристам нужен сервис

Как отметили участники дискуссии, без сервиса автотуристы не поедут в регион даже по хорошим дорогам. Путешественникам нужны автозаправки, пункты технического обслуживания, санитарные комнаты, эвакуаторы, наличие сотовой связи и многое другое. В Приангарье, пожалуй, только с заправками нет проблем. Виктор Цишковский сообщил, что создана рабочая группа по развитию дорожной сети под председательством первого заместителя председателя правительства области Руслана Ситникова. На заседания регулярно приглашаются владельцы объектов дорожного сервиса, автозаправок, кафе, многофункциональных зон.

Между тем специалисты Центра компетенции Иркутской области разработали концепцию развития дорог, которые ведут на Байкал. Директор учреждения Анастасия Косолапова представила ее на форуме:

В концепции предлагается строительство 30 участков благоустройства, 110 новых объектов сервиса и размещения на пяти дорогах, ведущих на Байкал. Их, конечно, всего четыре, но мы разбили трассу от Иркутска до Баяндая и от Баяндая до Хужира. В нашей концепции нанесены не просто значки на карту, каждую зону мы тщательно прорабатывали, чтобы ее можно было брать к реализации при необходимости.

Например, на автодороге Баяндай – Еланцы – Хужир предлагается строительство станций обслуживания, электрозарядных станций, дополнительных точек общепита, остановок общественного транспорта, туалетов, рынка, магазинов, смотровых площадок, парковок, пунктов аренды электрокара и многое другое. На Байкальском тракте, по мнению разработчиков концепции, не хватает парковок, остановок общественного транспорта, общественных туалетов, ярмарочных площадок, площадок ТКО, надземных переходов.

Если по дорогам все понятно, то вопросы сервиса пока сложны в реализации, – подчеркнул Руслан Ситников. – Мы встречаемся с представителями бизнеса и видим, что далеко не у всех есть интерес к созданию тех же многофункциональных центров. Задача государства – оказать содействие, например, в выделении земельных участков, в обеспечении их инфраструктурой. Главное – есть понимание куда двигаться, есть поддержка федеральной власти. Поэтому развитием автотуризма в Иркутской области будем заниматься.

Напомним, что в июне на Петербургском международном экономическом форуме между правительством Иркутской области и Ассоциацией автомототуризма и караванинга было подписано соглашение о сотрудничестве. Достигнута договоренность о создании в регионе первого пилотного проекта «Национальный автомобильный маршрут».