По России – за рулем

Уникальная автоэкспедиция, поставившая своей целью установить рекорд России и мира по протяженности маршрута по неповторяющимся дорогам внутри одной страны, достигла Приангарья. Больше полугода в пути, от Крыма до Магадана, сотни городов, поселков и деревень на карте России. «Областная» встретилась с тележурналистом и руководителем проекта Андреем Леонтьевым и поговорила о будущем России – автомобильных путешествиях.   

 

– Андрей, расскажите о команде: кто отправился покорять дороги России?

– Мы стартовали 8 апреля от арки ВДНХ. Нас пять человек. Все 100 тысяч километров проехать от и до по семейным обстоятельствам невозможно, сейчас нас четверо, Нина (Нина Абросова – чемпионка мира по боксу, двукратная чемпионка мира по водно-моторному спорту, рекордсменка России по автоспорту) улетела побыть с ребенком. Но костяк экспедиции остается неизменным. Все имеют опыт совместных путешествий, команда должна быть психологически совместимой. Есть большая команда в Москве, которая помогает нам с логистикой, обеспечивает контактами с героями.

 

– Какие планы на Иркутскую область?

– Мы в Иркутской области бываем довольно часто. Было много проектов, связанных и с БАМом, и с озером Байкал, и с историческим наследием Иркутской области, в том числе декабристами. Весь накопленный материал, который у нас уже есть, мы используем.

Одна из задач экспедиции – не только установить рекорд 100 тысяч километров, а главное – знакомство с людьми, которые меняют жизнь к лучшему в тех местах, где они либо родились, либо осели. И это настоящие созидатели, пассионарии, люди, которые делают что-то не потому, что положено, а потому, что человек так устроен, у него внутри горит огонь, который требует сделать свою жизнь и жизнь соседей лучше. Сделать место, где он живет, красивее, совершеннее. С такими людьми мы встречаемся, в том числе, в Иркутской области.

 

– Кто стал героем из Иркутской области, о котором вы расскажете всем, кто следит за автопробегом?

– Наш герой – Стас Лыжин, человек, который фанатично предан автоспорту и трудным детям. Он занимается с детьми из детских домов, социализирует их, вовлекая в автоспорт. Вытаскивает из колоний малолетних преступников, берет их на поруки, сажает за руль гоночных автомобилей, учит работать с инструментами, нести ответственность за команду, за то дело, в которое он их пригласил, и вырастают хорошие ребята.

 

– Какие достопримечательности Приангарья посетит команда?

– Естественно, это озеро Байкал, места, связанные с Кругобайкальской железной дорогой. В свое время мы снимали документальный фильм для телеканала «Дискавери». Безусловно, это БАМ, потому что в этом году он отмечает 50-летие с начала строительства второй очереди и 40 лет открытия сквозного движения. Наверное, БАМ станет основной нашей темой. Проедем от Северобайкальска до Тайшета, встретимся с людьми, посмотрим, чем БАМ живет сегодня. Периодически мы бываем на БАМе, и приятно видеть, что дорога, и связанные с ним места, оживают. Какое-то время был период страшного забвения, и люди, создавшие настоящее чудо, оказались не у дел, а ведь они построили одно из самых сложных технических сооружений ХХ века. Отрадно, что БАМ сегодня вновь обретает силу, и люди, которые там остались жить, – это очень сильные, крепкие, добрые люди, на которых держится наша страна. Поэтому с ними обязательно тоже встретимся.

 

– Задачей экспедиции была заявлена проверка качества дорог России?

– В мои обязанности как эксперта Комитета Государственной думы по туризму входит аудит инфраструктуры для автомобильных путешественников. На мой взгляд, Россия – это как раз та стана, где нужно развивать автомобильный туризм. У нас нет крупных туристических кластеров, как в Египте или Турции, более того, наша страна настолько разнообразная, величественная и бескрайняя, что узнавать ее можно бесконечно и получать каждый раз новые впечатления, отправляясь в новые территории. Нет лучшего способа помочь человеку полюбить страну еще больше, дав ему возможность увидеть свою страну через лобовое стекло автомобиля. Автомобильные путешествия – это и поднятие патриотического духа.

 

– На чем экспедиция «100 000 километров возможностей» передвигается по стране?

– Мы едем на «Москвиче-3» и «Ладе Весте» – это обычные машины, которые мы принципиально не готовили. Потому что люди у нас ездят на обычных машинах. Я знаю людей, которые с Колымы, Усть-Неры ездят в Крым, на Кавказ на своих праворуких «японцах». Наша страна уже готова принимать автомобильных путешественников. Для того, чтобы ездить по стране, не нужен специально построенный автомобиль.

 

– Какая ситуация с дорогами в Иркутской области? На что еще стоит обратить внимание?

– Конечно, есть куда стремиться, и прежде всего – это отсутствие связи. В Иркутской области тоже существует эта проблема – отсутствие устойчивой мобильной связи. Это безопасность человека на дороге, путешествие должно быть комфортным и безопасным. Нужно еще поработать с инфраструктурой, на федеральной трассе «Байкал», например, есть бензоколонки, достаточно точек общепита, но Иркутская область не ограничивается трассой. Чтобы увидеть Иркутскую область, нужно съездить на БАМ, проехать в сторону Монголии, и там уже есть вопросы по инфраструктуре.

Состояние дорог по стране заметно улучшилось за последние лет десять. Есть куда стремиться, и в данном случае я скажу, что Иркутская область является далеко не аутсайдером. То, что сделано у вас по дорожному строительству, – огромный шаг вперед.